Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск





Среда, 17.04.2024, 00:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Время странствий
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Культурные и спортивные события » Выставки

Выставка "Стиль Фаберже. Превосходство вне времени"-2019

Выставка "Стиль Фаберже. Превосходство вне времени" - 2019

 

В Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» открылась масштабная выставка «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени». В экспозиции выставки представлены более 400 экспонатов, многие из которых никогда не демонстрировались широкой публике.

В одном из залов воссоздан интерьер кабинета главного руководителя фирмы Карла Фаберже, где можно увидеть оригинальные письменные принадлежности производства дома Фаберже и телефон из кабинета мастера в доме на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге. 

Телефонный аппарат купили у фирмы «Эриксон», так как в России телефонов не производили, но стальную подставку для телефона сделали в самой фирме Фаберже. Также среди экспонатов — латунная лампа и лупа Михаила Перхина — ведущего мастера фирмы конца XIX века. Перхин родился в крестьянской семье и в 16 лет отправился в Санкт-Петербург, где поступил в ученики к ювелиру, имя которого не сохранилось. В фирме Фаберже он открыл собственную мастерскую, в которой под его руководством были созданы многие императорские пасхальные яйца — в том числе и самое дорогое яйцо Фаберже 1904 года.

Отдельный зал посвящен мастерским фирмы Фаберже. Его центральной инсталляцией стал огромный стол, который демонстрирует стилизованный вариант рабочего стола ювелира, где показаны уникальные инструменты рубежа веков, оригинальные эскизы художников, по которым работали мастера.

Спичечница. Серебро, песчаник, гранаты.

Помимо украшений и аксессуаров, в музее «Новый Иерусалим» можно увидеть хрустальную утварь, подарочные и интерьерные изделия.

Сосуд в виде бобра. 1890-е гг. Серебро, позолота, чеканка, гравировка.

Набор из кувшина в виде фигурок зайца и шести зайчат. 1894 г.

В конце XIX века Николай II заказал у Фаберже подарок для болгарского цесаревича Бориса — в то время русский и болгарский престолы были весьма дружны. Николай хотел сделать подарок с юмором: он предложил ювелиру идею сервиза для вина с такими рюмками, которые невозможно было бы поставить, не выпив до дна, чтобы не пролить содержимое. И Фаберже создал необычный набор в виде зайцев, в котором большая зайчиха была кувшином, а зайчики — хитрыми стопками. 

Сервиз для водки из 25 предметов. 1895 г. Серебро, позолота, хрусталь.

Камнерезное искусство представляет собой важную часть творческой деятельности фирмы Карла Фаберже. Анималистические фигурки начали создаваться под влиянием искусства Японии, в частности нэцкэ. Для изготовления фигурок животных Фаберже использовал разнообразные камни, предпочтение отдавалось реалистическим цветам. В отдельных случаях выбирались неестественные для животных цвета, чтобы придать им забавный вид.

Также на экспозиции можно оценить и сопоставить манеру работы мастеров разных отделений фирмы: санкт-петербургского и московского.

Основное ювелирное производство, главный магазин и контора находились в собственном доме Карла Фаберже на Большой Морской улице. Сам Карл Густавович участвовал в работе над рисунками и утверждал эскизы. С ним также работали его сыновья Агафон и Евгений, которые были великолепными рисовальщиками и знатоками драгоценных камней.

Лучшие золотые работы по рисункам Фаберже изготавливались в мастерской Михаила Перхина, а впоследствии Генриха Вигстрема. Выдающиеся бриллиантовые изделия производились в мастерских Августа Хольмстрема и Августа Хольминга. Первой специализированной мастерской, изготавливающей серебряные изделия, являлась мастерская Юлиуса Раппопорта, которая выпускала множество предметов, начиная от мелких письменных приборов и заканчивая большими вазами.

Изделия производства Санкт-Петербурга, часто стилизованные в пышных формах барокко, рококо, французского классицизма 18 века, богато украшенные драгоценными камнями и металлами, отличаются тщательностью и совершенством исполнения.

Московское отделение фирмы Карла Фаберже действовало с 1887 по 1918 годы. Московская фабрика главным образом славилась своим серебряным производством, в том числе посуды, которое было налажено намного лучше, чем в Санкт-Петербурге. Особенно многочисленными являлись серебряные оправы для граненого хрусталя и произведения в оригинальном русском стиле, к которому активно активно обратилась элита на рубеже 19-20 вв.

Особым пространством выставки стал Царский зал, где продемонстрированы уникальные экземпляры царских подарков, знаменитые императорские пасхальные яйца, предметы из кабинета Его Императорского Величества, украшения членов императорской семьи. Среди других произведений на выставке представлены драгоценные броши и запонки с символикой Императорского дома - двуглавыми орлами и Шапкой Мономаха.

Тиара Императрицы. Ок.1880 г. Золото, алмазы, бриллианты.

В числе ключевых экспонатов выставки — пасхальное императорское яйцо из карельской березы, последнее пасхальное яйцо, изготовленное и врученное царской семье фирмой Фаберже; пасхальное императорское яйцо «Созвездие цесаревича Алексея», предназначавшееся в качестве подарка императрице Александре Федоровне на Пасху; брошь «Бабочка», подаренная императором Николаем II актрисе М.Н.Ермоловой.

Необычное яйцо Карл Фаберже создал из карельской березы. Николай II заказал его как пасхальный подарок своей матери Марии Федоровне, и ювелир подошел к заказу с юмором. В письме Александру Керенскому Фаберже писал, что хочет вручить царю на счастье самое простое пасхальное яйцо из березы — что он и сделал. Однако сюрпризом в яйце был небольшой механический слоник, сделанный из золота, серебра и эмали и усыпанный бриллиантами и алмазами. Слоника заводили ключом — также драгоценным — и он мог некоторое время шагать. Фаберже вручил яйцо царю, однако подарить его Марии Федоровне Николай уже не успел.

Пасхальное императорское яйцо на подставке. 1904 год. Золото, алмазы, бриллианты, цветные эмали, слоновая кость, бархат.

Яйцо из белой эмали император Николай II заказал Карлу Фаберже на десятилетие свадьбы с Александрой Федоровной в 1904 году. Сюрпризом внутри яйца стал букет полевых цветов из золота, эмали и бриллиантов в небольшой корзинке. На одном цветке сидел шмель, а на другом — божья коровка, и Фаберже вложил в драгоценное изображение этих насекомых особый смысл. В то время императрица была в положении, и все гадали, родится у императорской семьи долгожданный наследник или еще одна великая княжна. А божья коровка как раз считалась символом благой вести о рождении наследника — чего Фаберже и пожелал коронованной паре. В свою очередь, шмеля ювелир посадил на драгоценный букет как напоминание о «царе-труженике» Александре III, десятая годовщина смерти которого также выпала на 1904 год.

Императорское пасхальное яйцо "Созвездие Цесаревича". 1917 г. Золото, бриллианты, горный хрусталь, стекло, нефрит.

Брошь "Бабочка". 1895-1896 гг. 

В 1896 году император заказал Фаберже оригинальное украшение для легендарной актрисы Марии Ермоловой. Брошь в виде бабочки, на которой есть все виды драгоценных камней — бриллианты, рубины, опалы, сапфиры, — император подарил артистке на ее бенефисе.

Самостоятельным разделом представлены работы фирмы Фаберже в годы Первой мировой войны. 

С началом Первой мировой войны, ввиду резкого падения спроса на драгоценные изделия в России, фирма Карла Фаберже вела успешную торговлю за границей. Кроме того, фирма значительно увеличила доход, получив многочисленные заказы на выполнение изделий для нужд фронта. Московская фабрика Фаберже была переименована в Московский механический завод. Однако там выпускалась не только военная продукция, но и так называемые копеечные подарки для солдат и офицеров действующей армии, в необходимости которых ювелир смог убедить царя. Была продолжена и традиция Дома Романовых одаривать подданных различными подарками. Вместо драгоценных металлов использовались медь, латунь и шпиатр. Это были предметы функционального назначения, например, зажигалка, настольная лампа, котелок, самовар. Необычность их заключалась в том, что они изготовлялись с ювелирной утонченностью, в гармоничном сочетании меди и латуни. 

Помимо произведений непосредственно ювелирного дома Фаберже, выставка представляет работы современников великого мастера, подражавших или пытавшихся конкурировать с ним, — предметы фирм Болина, Сазикова, Овчинникова и Хлебникова.

Набалдашник для трости в виде головы эфиопа. Кехли. Обсидиан, бриллианты, золото, эмаль.

Кубок. Мастерская Хлебникова. Серебро, позолота, хрусталь.

Источники - Культура.РФсайт Музейно-выставочного комплекса "Новый Иерусалим", информационные таблички на выставке

Культурные и спортивные события

Категория: Выставки | Добавил: Лайфка (14.02.2019)
Просмотров: 884 | Рейтинг: 0.0/0

Копирование материалов сайта без активной обратной ссылки запрещено ©Laifka 2024