Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск





Четверг, 18.04.2024, 23:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Время странствий
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Москва » Прогулки, развлечения и отдых

Московское метро

Московское метро

 

Москва - красивый город, но особого внимания заслуживает московское метро, многие станции которого являются памятниками архитектуры. 

Первая линия метро открылась в 1935 году и шла от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры". Об этом даже поется в песне про старого извозчика: "чтоб запрячь тебя я утром отправляюся от Сокольников до Парка на метро".

Во время войны метро использовалось как бомбоубежище, хотя был отдан приказ уничтожить метро как стратегически важный объект. Но в тот же день приказ был отменен.

Всем линиям даны названия, порядковые номера и цветовые обозначения на схеме. Цветовые названия линий и прижились "в народе". Проще и быстрее запоминается "синяя ветка", чем официальное название "Арбатско-Покровская линия". Исключение - "Кольцевая линия".

В  разное время для оплаты проезда использовались бумажные билеты, проверявшиеся контролерами, турникеты с приемом монет и жетонов, карт с магнитной полосой. Сейчас оплата осуществляется с помощью бесконтактных карт или билетов.

Интересные рекорды:

- Самая глубокая станция и самый длинный эскалатор - "Парк Победы"

- Ближе всех к поверхности земли расположена подземная станция "Печатники"

- Самая длинная станция по длине платформы - "Воробьевы горы"

- Самые широкие станции - "Партизанская" и "Полежаевская" (обе станции трехпутные)

- Самый длинный перегон - "Крылатское" - "Строгино"

- Самый короткий перегон - "Арбатская" - "Александровский сад"

- Самый долгий промежуток от начала строительства станции до ее открытия - "Спартак" (39 лет)

Станция Площадь Революции (Арбатско-Покровская линия) была открыта в 1938 году, название получила по одноименной площади. Изначально ниши в углах пилонов планировалось украсить барельефами на революционную тему, но вместо барельефов были установлены 76 бронзовых скульптур, изображающих советских людей. В 1941 году скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части - головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако благодаря тому, что каждая скульптура была в четырех экземплярах, все скульптуры удалось полностью восстановить. Скульптуры расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 года до декабря 1937 года.

Народная молва приписывает скульптурам определенные магические свойства, в связи с чем постепенно сложились некоторые поверья - потрогать флажок у сигнальщика "Марата" на удачу, коснуться туфельки девушки перед свиданием, потереть нос пограничного пса для сдачи экзаменов. Собачьи носы особенно популярны у пассажиров, особенно у туристов. 

Маяковская (Замоскворецкая линия) открыта в 1938 году и названа в честь поэта Владимира Маяковского. Архитектура станции относится к "сталинской неоклассике", но наличие некоторых авангардных деталей придает ей черты стиля "ар-деко". Колонны и арки станции впервые в московском метро отделаны полированной рифленой нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста были декорированы уральским камнем родонит. К настоящему времени значительная часть камней заменена более дешевыми аналогами. Пол станции выложен геометрическим орнаментом мрамора.

Бауманская (Арбатско-Покровская линия) открыта в 1944 году, получила название в честь Н.Э.Баумана. На станции установлены скульптуры защитников Родины и тружеников тыла во время Великой Отечественной войны. Торцевую стену украшает мраморное панно с изображением Ленина на знамени.

Электрозаводская (Арбатско-Покровская линия) открыта в 1944 году, название дано по Московскому электрозаводу имени Куйбышева. Барельефы на пилонах центрального зала посвящены теме труда. На них изображены работники Электрозавода, строители, кузнецы, работники сельского хозяйства и т.п.

Партизанская (Арбатско-Покровская линия) открыта в 1944 году. Изначально станция называлась "Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина", но в 1947 году из-за слишком длинного названия станцию переименовали в "Измайловскую". В 1963 году станция была снова переименована в "Измайловский парк". Современное название станция получила в 2005 году в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, поскольку Измайловский парк является местом встреч ветеранов партизанского движения. 

Оформление станции посвящено теме партизанского движения.

Памятник Матвею Кузьмину, повторившему В 1942 году в битве за Москву подвиг Ивана Сусанина.

Памятник партизанке-разведчице Зое Космодемьянской. 

Новослободская (кольцевая линия) открыта в 1952 году и названа по одноименной улице, в самом начале которой расположена станция.

Самым ярким элементом оформления станции выступают 32 эффектно подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью. Их по два на каждом пилоне, в сторону зала и платформы. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды. 

Стены облицованы светлым, сероватых и желтоватых тонов уральским мрамором Каркодинского месторождения. Пол выложен серыми и чёрными гранитными плитами, размещёнными в шахматном порядке. Кроме витражей, станцию освещают подвесные люстры-тарелки.

В торце центрального зала расположено большое, во всю стену смальтовое панно «Мир во всём мире». Панно в торце изображает счастливую мать с ребёнком на руках. При Хрущеве с панно был удалён медальон с изображением Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику, и вместо изображения Сталина были нарисованы парящие белые голуби. Всё это изображено на фоне золотого нимба, звезды и расходящихся лучей.

Комсомольская (Кольцевая линия) открыта в 1952 году и названа по Комсомольской площади, под которой расположена. Архитектурно станция «Комсомольская» — апофеоз сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко. 

На станции 68 восьмигранных колонн. Аркады, включающие в себя два ряда колонн, соединены изящными арками. Они держат на себе общие антаблементы с карнизами, простирающиеся по всей длине станции. На карнизы опираются основания сводов центрального и боковых залов. Свод центрального зала в полтора раза выше боковыхТриумф советского народа в Великой Отечественной войне — ведущая тема архитектуры интерьеров станции. Величие этой патриотической темы отражено в грандиозном размахе пространственного построения подземного зала, в богатстве декоративного убранства, в яркости её цветового и светового решения. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть мозаик изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Ещё два панно, изображавшие И.В.Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после развенчания культа личности Сталина в 1963 году. 

Свод декорирован белым лепным орнаментом. У пят свода был расположен ряд позолоченных барельефных картушей на малиново-красном фоне, выполненных на тему «Русское оружие», позднее заменённых мозаиками. Тогда же мозаикой был выложен и купол аванзала перед эскалаторным коридором. Потолок жёлтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера. Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым узбекским мрамором «газган», как и стены станции. Пол выложен малиново-красным кузнечнинским (каарлахтинским) гранитом. Путевые платформы отделаны красным капустинским и розово-красным клёсовским гранитом. В тупиковом торце зала установлен бюст В.И.Ленина.

Арбатская (Арбатско-Покровская линия) открыта в 1953 году, название получила по улице Арбат. Внутреннее убранство станции относится к стилю московское барокко. Пилоны отделаны внизу красным мрамором и украшены выполненными из керамики букетами цветов. Пол выложен серым, красным и черным гранитом в виде коврового рисунка. Станционный зал освещается подвесными люстрами в золоченой бронзовой оправе, декорированными орнаментом.

Смоленская (Арбатско-Покровская линия) была открыта в 1953 году и получила название по Смоленской площади. Оформление станции посвящено военно-исторической теме. Пилоны станции облицованы белым мрамором, украшены по углам полуколоннами. Пол выложен черным мрамором с орнаментом из белого и красного мрамора по боковым сторонам зала. Барельеф на торцевой стене посвящен защитникам Родины.

Киевская (Арбатско-Покровская линия) была открыта в 1953 году, название получила по Киевскому вокзалу. Оформление станции посвящено Советской Украине и теме воссоединения Украины с Россией. Стены украшены большим количеством живописных полотен, в лепных медальонах размещены 24 фрески, изображающие трудящихся Украины. Со стороны платформ размещены фрески, преимущественно с изображением фантастических растений. 

В торце станции находится панно с изображением народных гуляний на праздновании 300-летия воссоединения России с Украиной.

Фрунзенская (Сокольническая линия) была открыта в 1957 году. Станция получила название по Фрунзенской набережной и Фрунзенским улицам. Станция Фрунзенская является одной из последних станций метро, построенных в стиле сталинского ампира. В торце центрального зала, отделанного красным мрамором, - бюст М.В.Фрунзе.

Воробьевы горы (Сокольническая линия). Станция была открыта в 1959 году и называлась "Ленинские горы". В 1999 году станция была названа по историческому району Воробьевы горы. Это первая в России станция метро, расположенная на мосту над рекой. Стены станции стеклянные и через них открывается вид на Москву-реку, Воробьевы горы, Лужники и здание Академии наук. Станция является выставочной площадкой метрополитена.  

Станция Авиамоторная (Калининская линия) открыта в 1979 году. Оформление станции посвящено строителям авиационных двигателей, сама станция оформлена в светлых тонах. Пол выложен гранитными плитами разных оттенков серого. Колонны и путевые стены облицованы светлым мрамором «коелга».

Торцевая стена покрыта белым полированным мрамором и украшена металлической скульптурной композицией. Фон из листов ярко-серебристого вертикально рифлёного металла имитирует восходящие потоки воздуха, в которых парит Икар. Рядом с ним изображены летящие вверх самолёты разных лет и пропеллеры. Над выходом в город укреплены ярко-серебристые лопасти самолётного винта и обтекающий их «воздух».

Свод станции украшен декоративным куполом из анодированных под золото четырёхугольных пирамид — над залом будто бы парит волшебный ковер-самолет. Несколько картин, соединяясь, образуют цветок, в центре которого горит лампочка словно звезда на небосводе. Золотистые, чеканные панно образуют подвесной потолок; на каждом панно разные рисунки — то небесные созвездия, то расходящиеся лучи солнца.

Станция Парк Победы (Арбатско-Покровская линия) открыта в 2003 году и названа по одноименному парку. 

Станция Выставочная (Филевская линия) была открыта в 2005 году под названием "Деловой центр", в 2008 году была переименована. Оформление станции выполнено в стиле хай-тек, с использованием элементов из стекла и нержавеющей стали. На втором «этаже» станции расположена фотогалерея «Метро».

Трубная (Люблинско-Дмитровская линия) открылась в 2007 году. Скульптором и художником станции является Зураб Церетели, отразивший в оформлении станции архитектуру древнерусских городов России. Между колоннами установлено двенадцать витражей, на которых изображены Боголюбово, Владимир, Кижи, Коломенское, Москва, Великий Новогород, Палех, Переславль-Залесский, Псков, Ростов, Суздаль, Ярославль. 

Практически на всех витражах изображены церкви и соборы, но ни на одном их куполе нет креста. Через некоторое время после открытия станции кресты появились - кто-то из пассажиров прикрепил к витражам маленькие нательные распятия и деревянные крестики.

Над торцевыми проходами центрального зала установлены панно.

Станция Славянский бульвар (Арбатско-Покровская линия) открыта в 2008 году, названа по расположенному рядом одноименному бульвару. Станция украшена коваными металлическими орнаментами из листьев и ветвей в стиле модерн. Металлические деревья придают сходство с настоящим бульваром.

Станция Строгино (Арбатско-Покровская линия) открыта в 2008 году. Названа по одноименному району Москвы. На своде станции размещены ниши в виде капель, которые балками поделены на более мелкие сегменты, где располагаются светильники.

Волоколамская (Арбатско-Покровская линия) открылась в 2009 году. Названа по находящемуся неподалёку Волоколамскому шоссе.

«Волоколамская» стала одной из самых красивых станций московского метрополитена постсоветского периода. Высокие своды с аркадами придают станции ощущение простора и открытости. Колонны, облицованные тёмным мрамором и гранитом, напоминают стволы деревьев. В центральном пролёте над колоннами на сводах расположены четыре симметричные световых ниши-кессона в форме листьев деревьев. Полы платформ отделаны светло-серым гранитом.

Достоевская (Люблинско-Дмитровская линия) открылась в 2010 году. Свое название получила по одноименной улице, которая расположена неподалеку. В интерьере станции изображены сцены-иллюстрации к романам Достоевского "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Братья Карамазовы", в том числе сцены насилия, что придает станции некую мрачность.

Станция Марьина Роща (Люблинско-Дмитровская линия) открылась в 2010 году. Стены платформ и выходы украшены панно на тему владений князей Шереметевых. 

Станция Тропарево (Сокольническая линия) была открыта в 2014 году. Станция оформлена металлическими конструкциями, стилизованными под деревья.

Станция Деловой центр (Солнцевская линия) открыта в 2014 году.

 

Станция Румянцево (Сокольническая линия) открыта в 2016 году. Это первая станция, находящаяся на территории Новой Москвы. Названа по находящейся рядом одноименной деревне. Для облицовки путевых стен использованы основанные на творчестве Мондриана абстрактные рисунки.

Станция Саларьево (Сокольническая линия) открыта в 2016 году. Отделка стен, потолка и пола состоит из разноцветных квадратов. Это единственная станция, южный торец которой работает только на выход пассажиров, а северный - только на вход.

В 2018 году открылась станция Хорошевская (Большая кольцевая линия). Колонны и часть путевых стен станции облицованы фиолетовым мрамором, по цвету Таганско-Краснопресненской линии, на которую осуществляется пересадка. Пол и стены отделаны светло-серыми гранитом и мрамором. Потолок изготовлен из белых светоотражающих материалов. Дизайн станции исполнен в стиле авангард. 

Станция Электрозаводская (Большая кольцевая линия) открыта в 2020 году. Станция выполнена в стиле хай-тек. На одной из путевых стен станции, напротив пешеходной галереи, размещено масштабное историческое панно «Битва героев», на котором запечатлён собирательный образ защитника Древней Руси. Панно выполнено на стекле в технике многоцветной печати. 

Текст и фото 2015-2023 гг.

Прогулки, развлечения и отдых

Категория: Прогулки, развлечения и отдых | Добавил: Лайфка (07.05.2023)
Просмотров: 1162 | Рейтинг: 0.0/0

Копирование материалов сайта без активной обратной ссылки запрещено ©Laifka 2024