Поиск

Вход на сайт

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Страницы сайта





Среда, 15.08.2018, 20:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Время странствий
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Подмосковье » Дзержинский

Николо-Угрешский монастырь

Николо-Угрешский монастырь

Московская обл., г.Дзержинский, пл.Святителя Николая, д.1

Дом святителя Николая - так испокон века называли Николо-Угрешский монастырь, древнейшую обитель Московского края, основанную там, где свершилось явление чудотворной иконы Святителя Николая князю Дмитрию Донскому. С той поры Угрешский монастырь стал местом почитания святого, особенно любимого русским народом. 

Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. Письменных свидетельств основания монастыря не сохранилось, однако предание указывало именно на князя Дмитрия как основателя Угрешского монастыря и издавна хранилось в обители. По преданию, именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. И явился князю на этом месте пречудный образ Николая Чудотворца, святая икона сама сошла с высоты и далась в руки князя. По возвращении с битвы с победой Дмитрий Донской нарек это место Угреша, которым оно зовется до сего дня и повелел на этом месте соорудить храм во имя Николая Чудотворца. 

Трудно предположить как выглядел Угрешский монастырь в первые годы своего существования, но можно предположить, что его постройки были деревянные. Невозможно точно определить, сколько храмов было первоначально. Скорее всего, в центре обители стоял деревянный храм в честь святителя Николая. Первый каменный храм, вероятно, был построен на рубеже 14-15 вв. в правление великого князя Василия I Дмитриевича.

В 1519 году Николо-Угрешский монастырь посетил великий князь Василий III Иванович, о чем сохранилось летописное повествование. Монастырь неоднократно горел и был разорен, но быстро восстанавливался. В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмеда I Гирея, но, как и в предыдущих случаях, был быстро восстановлен. В 1545 году уже отстроенный и обновленный монастырь посетил великий князь и государь Иван IV Васильевич. 

Наступивший 17 век принес Николо-Угрешский обители тяжелые испытания - началось Смутное время. В 1602 году Лжедмитрий I бежит из Чудова монастыря в Угрешу, спасаясь от гнева Бориса Годунова. В 1610 году после разорения Пафнутьева монастыря в Боровске, Угрешскую обитель заняли войска Лжедмитрия II, прозванного в народе "тушинским вором". Он поселился в монастыре вместе со своей супругой Мариной Мнишек. Однако, через небольшое время Лжедмитрий II вместе с Мариной Мнишек уехали в Калугу. 

С восшествием на престол в 1613 году царя Михаила Федоровича Романова в истории обители наступил период расцвета. В 1614 году был перестроен Никольский собор. Вокруг него появились гульбища - обходные галереи, - сохранившиеся до середины 19 века. 

Регулярные царские выезды на богомолье ("Угрешские походы") государя Михаила Федоровича, а потом и Алексея Михайловича Романовых способствовали существенному развитию и благосостоянию монастыря в 17 веке. В правление Алексея Михайловича монастырь достиг наибольшего рассвета. Монастырь отражался в зеркальных водах четырех прудов, расположившихся по руслу речки Угрешки. В монастыре плодоносили фруктовые сады, в прудах разводили рыбу. Специально для приема царей и Всероссийских Патриархов к западу от колокольни построили двухэтажное каменное здание - Государевы, Патриаршие и Игуменские палаты.

При сыновьях Алексея Михайловича традиция угрешских походов стала угасать. Царь Федор Алексеевич за время своего краткого правления обитель не посетил ни разу. Юный царь Петр трижды был в Николо-Угрешском монастыре. В 1698 году после подавления стрелецкого бунта Угрешская обитель стала одним из мест заключения для мятежных стрельцов, выступивших против царя Петра.

В результате наступившего в 18 веке Синодального периода, исполненного духа секуляризации,  монастырь лишился царского покровительства, льгот по таможенным податям и сборам, все меньше паломников стало посещать монастырь, обитель постепенно стала приходить в упадок. Период упадка сопровождался и серьезными проблемами в духовной жизни. Неблаговидные поступки насельников не были редкостью. В архиве сохранились многочисленные дела о кражах и побегах монашествующих. Нормальную жизнь в монастыре нарушали и внешние обстоятельства. В Угреше, согласно распоряжениям Консистории, содержали заключенных, умалишенных и инвалидов. 

Судя по описи 1739 года, монастырь был обнесен каменной оградой, покрытой тесом, с двумя воротами. В монастыре было три каменных храма - Никольский собор, церковь Успения Божией Матери с трапезной и церковь Спаса Нерукотворного с колокольней. К Успенской церкви примыкала Хлебная палата, а рядом со Спасской церковью находились больничные и братские келии. Помимо этого на территории монастыря находился ряд хозяйственных построек, а за стенами - конюшенный двор. 

В 1742 году из Синода были выделены средства на обновление сильно обветшавших монастырских построек. В 1755 году к Святым вратам была пристроена часовня в честь святителя Николая, в 1761 году построили трехъярусную колокольню, а в 1763 году была отстроена и освящена Успенская церковь.

Секуляризация церковных земель в 1764 году, проведенная Екатериной II, только усугубила тяжелое положение в обители. В 1771 году во время эпидемии чумы, обрушившейся на московскую землю, в Николо-Угрешском монастыре был устроен лазарет для зараженных моровым поветрием. Братию монастыря на это время перевели в Николо-Перервинскую обитель

В 1777 году монастырю были выделены деньги на ремонт пришедшей в ветхость Успенской церкви, так как в ней уже невозможно было служить. В 18 веке столицей стал Петербург, царские выезды на богомолье в Николо-Угрешский монастырь прекратились, и было принято решение о перемещении пришедшего в крайнюю ветхость Успенского храма в здание, где располагались Государевы палаты. На втором этаже справа от входа был устроен Успенский храм, слева - покои игумена, ризница и библиотека; в нижнем этаже - братская трапезная палата, поварня и различные хозяйственные помещения. Средняя часть храма была надстроена, в результате чего появился четверик, значительно возвышающийся над крышей здания. Небольшая главка увенчалась крестом, перенесенным из старого Успенского храма.

Пришли в ветхость и другие здания, однако, средства выделялись скудные, их далеко не всегда хватало на восстановление старых построек. Так, пришедший в ветхость храм Спаса Нерукотворного так и не стали восстанавливать и в 80-е годы 18 века разобрали.

В начале 19 века были перестроены братские кельи, построен постоялый двор в пойме Москвы-реки вместо снесенного половодьем, сделана трапезная при Успенском храме, братская баня. В 1812 году монастырь подвергся нападению французов, один из отрядов которых пребывал некоторое время на территории обители. В 1834 году в монастыре оставалось всего шесть монахов и шла речь об упразднении монастыря. В этом же году настоятелем Николо-Угрешского монастыря был назначен отец Иларий и с этих пор обитель стала подниматься как в духовном, так и в экономическом отношении. У монастыря появились благотворители, которые жертвовали средства на его благоустройство.

В 1840 году на средства московского купца Ивана Пятницкого и его жены Анны Андреевны в колокольне был сооружен храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1841-1852 гг. в монастыре перестроили и расширили соборный Никольский храм, был расширен Успенский храм, построили деревянный на каменном фундаменте странноприимный двор. Все это способствовало тому, что Николо-Угрешский монастырь пользовался все большим уважением у православного народа, к обители святителя Николая с каждым годом приходит все больше паломников.

Игумен Иларий с годами все в большей степени отдавал бразды правления бывшему келейнику - отцу Пимену, который, в свою очередь, набирался  у него опыта. В 1849 году отец Пимен познакомился с Марией Григорьевной Александровой, а вскоре и с ее мужем, купцом и мануфактур-советником Петром Матвеевичем Александровым. Эта встреча оказалась значимой для Угреши, так как с того момента Александровы на многие годы стали благодетелями обители, вложившими в монастырь огромные средства. После игумена Илария во главе Николо-Угрешского монастыря встал новый настоятель - преподобный Пимен, трудами которого обитель вступила в пору своего истинного расцвета. 

В 1853 году в монастыре был введен общежительный устав. Доходы обители увеличились, возросли и владения монастыря, на средства благодетелей ведется масштабное строительство. В 1854 году строится трапезный храм во имя апостола Матфея и великомученицы Параскевы.

В 1857-1860 гг. строится пятиглавая церковь во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Храм строился как больничный, потому что примыкал к монастырской больнице. Храм находится в северо-восточном углу обители, имеет пять глав на шатрообразной кровле.

В 1859 году монастырская колокольня была надстроена до 6-ти ярусов. В 1855-1866 гг. вокруг обители возводится новая каменная стена с 16 башнями и 8 воротами. Одновременно строились восточный и южный двухэтажные кирпичные корпуса. В одном из корпусов расположили больницу, в которой во время русско-турецкой войны лечились раненые русские воины. 

Особого внимания заслуживает северная монастырская стена, получившая название "Палестинской" или "Иерусалимской", являющейся уникальным памятником архитектуры того времени. "Палестинская" стена, сохранившаяся до наших дней, представляет собой символическое изображение Святого града Иерусалима в условных иконописных формах. 

В 1852-1860 гг. на территории обители был устроен Петропавловский скит, включавший в себя деревянные Петропавловский храм с притвором и колокольней и кельи насельников. Место под скит было выбрано болотистое. Для осушения болота использовали часть камней, предназначенных для новой монастырской ограды. Домик рабочих был переоборудован под келью. Спустя некоторое время домиков стало больше, мало-помалу образовался скит. В 1860 году была построена скитская церковь Петра и Павла для уединенной молитвы скитской братии.

Строительство в обители продолжалось. В 1868 году на братском кладбище была построена деревянная часовня во имя Знамения Креста в виде восьмигранной башни. Внутренне убранство часовни было великолепно: резные киоты из орехового дерева, азиатская сосна с надписями из лимонного дерева, на потолке - резное изображение Иерусалима.

В 1869-1870 гг. на юго-восточном углу монастыря был построен Казанский храм. Казанский храм был покрыт шатром с пятью главами; иконостас был сделан из искусственного белого мрамора.

В эти же годы были возведены деревянные с железной крышей архиерейские палаты с крестовой церковью во имя преподобного Сергия Радонежского. Успенская церковь была обновлена, а примыкающие к ней Государевы и Патриаршие палаты были переделаны в настоятельские. Башня 17 века, которая располагалась на западе этого корпуса, была перестроена в беседку и соединена с настоятельскими палатами застекленной галереей.  

У ворот находилась часовня во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. 

В 1870-1892 гг. вдоль южной границы монастыря был построен двухэтажный корпус, в котором находилась богадельня. При богадельне в нижнем этаже под Казанским храмом в 1875 году был устроен небольшой храм во имя прпп. Василия исповедника, епископа Парийского, и Сергия Радонежского. 

Монастырские пруды были благоустроены, в них завели рыбное хозяйство. Построена водопроводная система для снабжения монастыря водой, сооружена Водяная башня с источником внутри нее.

За годы правления архимандрита Пимена Угреша превратилась из духовно и материально оскудевшей полузабытой обители в процветающий монастырь, духовный и культурный центр не только Московской губернии, но и всей России. В 1866 году при обители было открыто третьеклассное училище для крестьянских детей, при нем освящен храм во имя Сошествия Святого Духа.

В 1880 году началось возведение нового соборного храма. Место для строительства было выбранок юго-востоку от Николаевского собора, там, где по преданию, находился самый древний храм обители. Архитектор Б.Ф.Фрейденберг воспроизвел в увеличенном масштабе старый Николаевский собор. Правда, теперь храм было решено увенчать не одной главой, а мощным пятиглавием. Завершилось строительство Спасо-Преображенского собора через 14 лет. В 1894 году,  в день 500-летия со дня основания монастыря, Спасо-Преображенский собор был освящен.

Просфорная, построенная в 1890 году.

В 1893 году было завершено строительство часовни святителя Николая. В дореволюционные годы в часовне хранился фрагмент ствола сосны, на которой явился образ святителя Николая князю Дмитрию Донскому.

В 1919 году монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, получившую название "Николо-Угрешской трудовой общины". Однако монашеская жизнь и богослужения в обители продолжались, несмотря на соседство с детской колонией Наркомфина. В 1924 году на Угреше открылся Красный Детский городок МОНО, куда входило 4 детских дома. В 1925 году храмы на Угреше были закрыты, оставлен только скитский Петропавловский храм для общины, но не более чем на год. В 1927 году на территории монастыря образовали трудовую коммуну №2, находящуюся в ведении ОГПУ, которой были отданы все монастырские здания. В Спасо-Преображенском соборе стали проводиться театральные представления и другие мероприятия. Затем в храме устроили многоэтажные перекрытия, изменили фасад и разместили фабрику-кухню, столовую, различные мастерские, учреждения образования, спортзал.

В 1930 году монастырские ценности и церковное имущество, хранившееся в Никольском и Преображенском соборах, окончательно вывезли в государственный музей  "Коломенское". Все храмы бывшей обители были окончательно разорены и переоборудованы под жилые и административные здания. 

В 1940 году был уничтожен весьма ветхий древнейший храм обители - Никольский собор 16 века. В начале Великой Отечественной войны верхние яруса колокольни были снесены из-за опасения, что высокая колокольня может стать ориентиром для фашистской авиации. Во время Великой Отечественной войны монастырский пруд был закрыт досками, бревнами и на нем были возведены бутафорские постройки. 

В 1970 году начались реставрационные работы, но велись они крайне медленно. Отреставрирована была лишь Палестинская стена, Архиерейский дом, где также шли реставрационные работы, сгорел в 1977 году.

До 1990-х годов территория и постройки монастыря активно использовались. Там находились: начальная школа, летний городской детский оздоровительный лагерь, родильный дом, детская поликлиника, молочная кухня, станция скорой помощи, кожно-венерологический диспансер, городской рынок, общественная столовая, коммунальные квартиры, в которых проживали более 400 человек, детская площадка, частные дома, огороды и сады; общежитие НИХТИ, цех озеленения НИХТИ и поселка с инфраструктурой (свинарник, теплицы, огороды, сад и питомник плодовых деревьев). В зданиях монастыря располагались мастерские, деревообрабатывающие, металлорежущие станки и другое оборудование городского жилищно-коммунального отдела, спортивные секции.

В 1991 году монастырь был возвращен церкви. В это время на территории обители находилась школа, станция скорой помощи, кожно-венерологический диспансер, а также проживали граждане.  В 1992 году при монастыре открывается детская воскресная школа. В 1998 году при монастыре открыто духовное училище, в 1999 году преобразованное в Николо-Угрешскую православную духовную семинарию. 

Была осуществлена реставрация многих строений, построены новые храмы.  К началу 2001 года было завершено строительство часовни в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших", которая была возведена над источником воды возле Петропавловского храма.

В 2001 году был заложен и построен храм во имя преподобного Пимена Угрешского в память погибших при исполнении служебного долга сотрудников Минюста России. Церковь возведена на месте бывшего монастырского кладбища, рядом с часовней, где нашел свое упокоение преподобный Пимен Угрешский. Церковь во имя преподобного Пимена Угрешского стала в России первым храмом, посвященным новопрославленному святому. При ее проектировании за образец была взята церковь Покрова Божией Матери на Нерли. Пименовский храм выдержан в тех же размерах, что и церковь Покрова на Нерли, но внешнее убранство его более сдержано, резьбы по камню на стенах меньше.

В 2004 году завершено строительство шатрового храма-часовни в честь Страстей Господних. Созданный в древнерусском стиле храм гармонично вписался в архитектурный монастырский комплекс, украшая собой уникальный природный ландшафт Николо-Угрешского монастыря. 

В деле восстановления архитектурного ансамбля монастыря одной из важнейших задач явилось воссоздание разрушенного Никольского собора, который на протяжении многих веков был главным храмом Угрешской обители. В ходе подготовительных работ был найден фундамент прежнего Никольского собора, который было решено сохранить в подклете нового собора. В 2007 году Никольский собор был полностью построен заново, а созданный нижний храм был освящен во имя Собора Угрешских святых.

Источник - Wikipediaсайт Николо-Угрешского монастыря

Где побывать и что посмотреть в Дзержинском

Где побывать и что посмотреть в Подмосковье

Категория: Дзержинский | Добавил: Лайфка (23.05.2018)
Просмотров: 16 | Рейтинг: 0.0/0

Копирование материалов сайта без активной обратной ссылки запрещено ©Laifka 2018