Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск





Четверг, 28.03.2024, 21:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Время странствий
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Москва » Музеи-усадьбы, музеи-заповедники

Музей-заповедник "Царицыно"
Музей-заповедник "Царицыно"
 
г.Москва, ул.Дольская, д.1
 
 
Местность, ставшая впоследствии Царицыно, известна с конца 16 века как вотчина царицы Ирины, сестры Бориса Годунова, под названием село Богородское. Никаких документальных свидетельств о постройках того времени не сохранилось, однако при проведении археологических работ были обнаружены части ведущей к Верхнему Царицынскому пруду пандусной лестницы, которая с большой долей вероятности относится к остаткам усадьбы или охотничьего двора Годуновых. В период Смутного времени постройки Ирины Годуновой были уничтожены, местность пришла в запустение, однако сохранился каскад прудов, обустроенный при Годуновых.
Большая плотина между Верхним и Средним прудами - крупнейшая из сохранившихся исторических плотин Царицыно. 
 
 

В 1633 году пустошь Чёрная Грязь (так стало именоваться Богородское) перешла во владение бояр Стрешневых, родственников супруги первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича. В 1684 году боярин Иван Фёдорович Стрешнев уступил село своему внуку, Алексею Васильевичу Голицыну (сыну князя Василия Голицына, фаворита царевны Софьи). После низложения Софьи имущество князя Василия Голицына и его сына было конфисковано. 

Петр I в 1712 году пожаловал Чёрную Грязь и близлежащие селения князю Дмитрию Кантемиру, молдавскому господарю, союзнику России в противостоянии с Турцией, вынужденному переселиться в Россию. По приказу Дмитрия Кантемира, в 1722 году в поместье на месте деревянной церкви, построенной ещё при Голицыных, возник каменный однокупольный храм в честь иконы Божией Матери Живоносный Источник 

Известно, что в новом владении Кантемиров был построен интересный деревянный дворе в китайском вкусе. В нём существовали просторные галереи, откуда открывались прекрасные виды на парк и пруды. Парк имел регулярную планировку и включал в себя обширные фруктовые сады (вероятно, заложенные ещё при Голицыных), он отличался рациональностью и красотой планировочного решения. К садовому фасаду главного дома усадьбы примыкал «геометрический сад», остальные части сада с фруктовыми деревьями были окружены парковыми рощами.

Со стороны плотины можно рассмотреть памятник той эпохи, когда усадьба принадлежала княжескому роду Кантемиров. Это высокий холм на берегу Верхнего Царицынского пруда, на вершине которого позже Баженов построил Малый дворец. В середине 18 века садовники искусно придали холму форму пирамиды с параллельными прогулочными террасами и увенчали деревянной беседкой. В начале 19 века дорожки на террасах были вымощены красным кирпичом, остатки которых сохранились и до наших дней. 
 
 
Памятник Дмитрию Кантемиру.
 
В 1775 году Черную Грязь покупает Екатерина II. Для Екатерины II и её фаворита рядом с главным домом усадьбы Кантемиров за две недели был построен небольшой деревянный дворец из шести комнат, и несколько временных служебных и парковых строений.
В том же 1775 году императрица дала задание своему придворному архитектору Василию Баженову разработать проект подмосковной увеселительной резиденции. Государыня высказала несколько пожеланий: чтобы постройка была в «мавританском» или «готическом вкусе», и чтобы парк обустраивался как пейзажный — оба пожелания соответствовали установившейся тогда моде. Немаловажно, что этот проект был первым заданием подобного рода для русского архитектора: со времён Петра I и до Елизаветы Петровны строительством императорских резиденций в основном занимались иностранцы.
 
 
Простое сочетание готических декоративных деталей с ордерной архитектурой для Баженова было невозможным решением, равно как и простое подражание каким-либо средневековым образцам. Он предпочёл создать особый род архитектурных фантазий, в которых средневековые стили проступают как метафора, наводящая на размышления о «готическом» вообще — а склонность к метафорам была характерной чертой Эпохи Просвещения. Пропуская готику сквозь классицизм, Баженов искал общие для них принципы организации пространства. Основой же для поисков неповторимого царицынского стиля, названного Баженовым «нежной готикой», стала русская архитектура последних лет 17 века. 
Баженов избрал в качестве основных строительных материалов для царицынских построек красный кирпич и белый камень (что уже указывает на кровное родство с московским барокко и традициями строительства Московского Кремля). Желание выявить натуральную красоту сочетания камня и кирпича, отказ от отделки штукатуркой были необычными для того времени решениями: так уже никто не строил; Баженов в этом пошёл против канонов эстетики классицизма. Но такое решение находило оправдание в замысле царицынской увеселительной резиденции как «каприза».

Зодчий запланировал строительство целого городка: в его центре располагались пять дворцов для Екатерины II и её сына цесаревича Павла Петровича с семейством; вокруг — целая россыпь построек для придворной знати, домиков для прислуги, павильонов. Ансамбль дополнялся мостами и декоративными постройками, а также Кухонным корпусом — внушительным зданием, которое тем не менее так вписывалось в окружение, что не подавляло своими размерами соседние сооружения. Вместе с проектами сооружений ансамбля был распланирован пейзажный парк при сохранении большинства посадок существовавшего регулярного. 

Особенностью баженовского проекта было то, что главный дворец как единая постройка отсутствовал — он распадался на три самостоятельных корпуса: центральный с парадными залами (Большой Кавалерский дворец, или корпус), правый и левый с личными покоями императрицы и наследника престола. Зелёная лужайка в обрамлении трёх корпусов должна была стать важным элементом застройки. Впоследствии, после рождения у Павла Петровича сыновей Александра и Константина в эту часть ансамбля Баженов внёс изменения: между корпусами Екатерины II и её сына появился небольшой корпус для екатерининских внуков.

Двухэтажный Средний дворец (Оперный дом) строился Василием Баженовым в 1776-1778 годы. Фронтоны украшены ажурными эмблемами герба Российской Империи. Название "Средний" присвоено исключительно из-за промежуточных между Большим и Малым дворцами размеров постройки. Здание выделяется богатейшим и почти скульптурным белокаменным декором. В 19 веке Дворец был назван Оперным домом из-за двухсветного парадного парадного зала-галереи по парковому фасаду здания.
 
 
 
Малый дворец - наименьший по размерам из трех дворцов, отсюда и его название. Малый дворец строился Василием Баженовым в 1776-1778 году взамен деревянной беседки эпохи Кантемиров. В декоре фасада присутствует личный вензель императрицы, что говорит об особом статусе постройки. Дворец предназначался, по всей видимости, для уединенных кабинетных занятий Екатерины II и ее конфиденциальных бесед. 
 
 
 
Фигурные ворота за Средним дворцом построены Василием Баженовым в 1777-1778 годах и отмечают условную границу между дворцовой и парковой частью царицынского ансамбля. Фигурные ворота называют также Виноградными из-за белокаменного узора, напоминающего виноградную гроздь.
 
 
Фигурный мост построен в 1776-1778 годах по проекту Баженова на крутом склоне холма и похож на въездные ворота. Через него проходит главная аллея, ведущая к дворцовому комплексу. По верху мост выглядит нарядной галереей
 
 
 
 
Большой мост через овраг строился в 1778-1784 годах. Это самый крупный из сохранившихся мостов 18 века. Он должен был связать дворцовую часть с конюшнями, которые предполагалось построить за оврагом.
 
 
Во время археологических работ был раскрыт фундамент Большого Кавалерского корпуса, построенного в 1782-1784 годах, но впоследствии разобранного, так как Екатерина была недовольна постройкой
 
 
По краю Большого оврага Баженов построил три сравнительно небольших, но импозантных здания, предназначенных для разных хозяйственных нужд. Кавалерские корпуса - название условное. Сейчас в них располагаются административные и культурно-образовательные службы музея-заповедника "Царицыно".
Первый кавалерский корпус.
 
 
Второй кавалерский корпус.
 
 
 
Третий Кавалерский корпус был построен на холме, где летом 1775 года императрица Екатерина II и ее фаворит Г.А.Потемкин смотрели фейерверк, зажженный на другой стороне пруда. Назначение корпуса точно неизвестно, возможно, он предназначался для дворцовых увеселений. В течение 19 века здание неоднократно перестраивали для сдачи внаем: сначала под трактир и гостиницу, затем под дачу. Современное название появилось в 20 веке. Во время реставрации зданию был возвращен первоначальный вид.
 
 
Галерея-ограда с воротами построена Баженовым в 1784-1785 годах в виде галереи, прерывающейся в середине аркой. Галерея отделяет парадную часть усадьбы от сада
 
 
В 1785 году императрица после осмотра строительства осталась недовольна и приказала сломать дворец до основания. Баженов был отстранен от строительства, новым архитектором резиденции был назначен его ученик, Матвей Казаков. Очевидно, что Василий Баженов попал в опалу и ему был явлен «монарший гнев». Некоторые исследователи предполагают, что подлинными причинами монаршего гнева стали принадлежность Баженова к масонам.
Хлебный дом (Кухонный корпус), самая крупная сохранившаяся постройка Баженова, достраивался Матвеем Казаковым. Кухонный корпус представляет собой квадрат с внутренним двором, ныне превращенным в атриум. В Хлебном доме размещены основные экспозиции музея-заповедника "Царицыно"
 
 
 
Хлебный дом получил свое название в 19 веке по эмблеме в виде каравая с солонкой, украшающей фасады. Над ней размещается вензель  из букв "Х" и "С" (хлеб-соль). "С" выполнена в форме калача, а "Х" напоминает скрещенные линейки - намек на принадлежность Баженова к масонству
 
 
Двор-атриум, в котором проводятся вернисажи, концерты и театральные представления.
 
 
У Хлебного дома со стороны, обращенной на Большой дворец, стоит памятник архитекторам Василию Баженову и Матвею Казакову.
 
 
 
Большой дворец для императрицы Екатерины II строился Казаковым в 1786-1796 годах. В 1796 году, когда дворец практически был закончен, Екатерина Великая скончалась, а новый император Павел I решил прекратить строительство в Царицыно.
За свою историю Большой Царицынский Дворец никак не использовался и со временем превратился в руины. Стоит отметить, что созданные во дворце интерьеры, в законченном виде никогда не существовали. Основу дворца составляют два равных крыла, предполагавшиеся для Екатерины II и цесаревича Павла. Оба крыла соединены средней частью, которая снаружи выглядит главным элементом здания, хотя на самом деле середина довольно-таки узкая и по сути представляет собой галерею, соединяющую оба крыла дворца.
 
 
 
 

Екатерининский зал после реконструкции стал основным парадным залом дворца.  Роскошный паркетный пол инкрустирован драгоценными породами дерева. Впечатляют золотая отделка стен, пышные хрустальные люстры, лепной декор. 

Таврический зал получил свое название в честь славных свершений России во второй половине 18 века, среди которых и завоевание Таврического полуострова Крым (Тавриды). Теперь здесь проводятся вернисажи крупных выставок, концерты классической музыки и т.п.

Зал, предназначенный для концертов.

Домик садовника (мыльня) был построен в конце 18 века на территории смотрительского двора как мыльня (баня) для многочисленных служителей и солдат, обслуживающих царицынский парк и оранжереи. После мыльня была трансформирована в главный дом собственного домовладения. Во второй половине 70-х годов строение было разобрано. 
 
 
Фундамент несохранившегося корпуса для Придворных служителей. Павильон был разобран в 1804 году из-за крайней ветхости.
 
 
Первое десятилетие 19 века в Царицыно связаны с деятельностью П.С.Валуева, начальника «Кремлёвской экспедиции строений», и И.В.Еготова, ученика Баженова и Казакова, с 1803 года являвшегося директором «Кремлёвской чертёжной экспедиции». Под руководством Ивана Еготова завершилось формирование пейзажного парка: на месте нескольких деревянных баженовских были построены каменные парковые павильоны и беседки («Миловида», «Нерастанкино», «Храм Цереры»), обустроены аллеи, дорожки и мостики; на царицынских прудах были оформлены искусственные острова. С этих пор Царицыно обретает свой романтический ореол и становится популярным у москвичей местом пикников, конных и пеших прогулок. Валуев уделял особое внимание развитию царицынских фруктовых садов и оранжерей. Оранжереи, заложенные ещё в первые годы строительства Царицыно, к 1820-м годам стали высокодоходной частью царицынского хозяйства; экзотические фрукты и декоративные растения, выращенные в Царицыне, славились на всю Москву.
К Большому дворцу с обратной стороны примыкает Дворцовая (Большая) поляна. До конца 18 столетия на ее месте располагался плодовый сад, устроенный князьями Голицыными и Кантемирами. В начале 19 века его заменили обширной поляной, чтобы открыть обзор величавой красоты дворца.  В центре поляны растет трехствольная раскидистая сосна. Летом поляна становится излюбленным местом для отдыха и спортивных игрС Дворцовой поляны открывается вид и на другие важнейшие постройки Баженова - Средний и Малый дворцы и Фигурные ворота
 
 
Беседка "Нерастанкино" представляет собой открытый зал с боковыми нишами. Наверху - небольшой купол. Фасады оформлены колоннами. Галерея предназначалась для спокойного отдыха. В ней, согласно описаниям, находилось несколько столов, кресел и скамей.
 
 
"Башня-руина" в 1804-1805 году сложена из "дикого камня" и отражает моду того времени на имитацию древних развалин. Наверху расположена смотровая площадка, с которой можно полюбоваться видом на парк. В начале 19 века в башне находился стол со скамьями.
 
 
Павильон "Миловида" построен в начале 19 века и представляет собой сводчатую галерею с четырьмя маленькими угловыми помещениями. Изнутри галерея украшена колоннами, а свод расписан в технике гризайль". Постройку украшают античные скульптуры
 
 
 
 
Беседка "Храм Цереры" построена в 1805 году. Название связано с тем, что изначально под куполом беседки была установлена каменная статуя богини Цереры - древнеримской богини плодородия, держащей в руках серп и пучок колосьев. К 20 веку статуя была утрачена и беседку стали называть "Золотым снопом", поскольку ее купол был декорирован пучком колосьев. В 2000-е годы в беседке вновь была установлена статуя Цереры.
 
 
 
В начале 19 века парк был украшен несколькими каменными статуями, но ни одна из них не сохранилась. При реконструкции парка в 2006-2007 годах вдоль некоторых дорожек установлены скульптуры античных богинь.
 
 
 
В ходе реконструкции парка были открыты археологические  остатки большого грота. Сооружение состояло из трех земляных ниш, убранных внутри разноцветными каменьями, ракушками и кореньями. К настоящему времени воссоздан небольшой грот из красного кирпича и белого камня на склоне холма под павильоном "Нерастанкино". В гроте установлена статуя нимфы.
 
 
 
Царицынское оранжерейное хозяйство в первой половине 19 века было самым лучшим под Москвой, его продукция славилась своим качеством. Оранжерейный комплекс состоял из апельсинной, померанцевой, персиковой, виноградной, ананасной оранжерей. В них также выращивались арбузы, абрикосы, лавровые и оливковые деревья. Росли декоративные кустарники - мирты и олеандры. В оранжереях содержалась коллекция редких тропических растений. В 1880-е годы на месте оранжерей стал складываться дачный поселок. В 2008 году практически утраченные оранжерейные корпуса были воссозданы.
 
 
 
 

Оранжерейный мост через Большой овраг построен в начале 19 века по инициативе Экспедиции Кремлевского строения. Мост расположен вблизи Хлебного дома и строился для того, чтобы облегчить сообщение с оранжереями и садами, располагавшимися на другой части оврага

В парковой части находятся Гротесковые мосты, сооруженные в начале 19 века из красного кирпича и грубого ("гротескового") камня.

 
 
В южной части Верхнего пруда в 18 веке возник небольшой залив с островками для разведения водоплавающей птицы. В начале 19 столетия эти островки решили художественно оформить. Они стали опорами для архитектурного сооружения арки-руины, под сводами которой можно было проплыть на лодке между двумя островками. Отсюда возникло название "Русалкины ворота". В 20 веке постройка изрядно разрушилась, а два островка соединились в один. В 2006-2007 годах арка была реконструирована.
 
 
 
За годы царствования Николая I в судьбе Царицыно ничего не изменилось. Сразу после кончины императора Александра разрабатывалась идея о достройке Царицыно для вдовствующей императрицы Елизаветы Алексеевны, но она пережила супруга лишь на полгода. В 1835 году Николай I осматривал царицынский дворец с целью изучения возможности восстановления подмосковной царской резиденции. Видимо, дворец императору не приглянулся. В том же году по распоряжению императора были выполнены обмеры зданий, чтобы приспособить их под казармы или военное училище (это был первый проект по спасению от разрушения и использованию царицынских построек в практических целях), но дальше чертежей дело не пошло.
В 1856 году, в начале царствования Александра II, в Царицыно было дозволено пить чай гуляющей публике. В царицынском парке появились временные чайные домики; помимо этого, под них также приспособили некоторые баженовские строения. Наконец, в 1860 году, после ревизии, признавшей, что содержание имения не приносит существенных доходов, Царицыно перестало быть личной собственностью императорской фамилии.

Царицыно довольно быстро стало популярным дачным местом; в 1870-х годах возник целый дачный посёлок Новое Царицыно. В разные годы здесь снимали дачи или гостили у друзей и родственников многие знаменитости. К началу 20 века в Царицыно и близлежащих деревнях насчитывалось около тысячи дач, — при том, что здешние дачи считались чрезвычайно дорогими.

Общее состояние бесхозных дворцовых построек неуклонно ухудшалось. Заброшенное оранжерейное хозяйство пошло под снос; некоторые здания и павильоны эпизодически эксплуатировались и тогда подвергались косметическому ремонту, но большая часть построек по-прежнему находилась в запустении. 

В 1927 году в здании Третьего кавалерского корпуса открылся музей Царицыно; через год музей обрёл статус историко-краеведческого. Основой экспозиции музея стали ценнейшие коллекции баженовских чертежей и документы по истории и строительству дворцового комплекса; демонстрировались также предметы из раскопок царицынских курганов. Однако в таком виде музей просуществовал недолго: в 1930 году в связи с кампанией по коллективизации основу экспозиции составили муляжи сельхозпродукции и диаграммы развития Ленинского района; сам музей стал называться «Ленинским краеведческим музеем садово-огородного района». Наконец, в 1937 году музей был закрыт, а в здании устроен сельский клуб с кинотеатром. Новую жизнь получил Хлебный дом: в начале 1920-х годов здесь стихийно возникли коммуналки, которые просуществовали вплоть до 1970-х годов.

В 1984 году был образован Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, в ведение которого передали все дворцовые постройки с целью дальнейшей реставрации и использования под музейные экспозиции. В 1993 году музей был перепрофилирован и переименован в Государственный музей-заповедник "Царицыно". В 2005 году в Царицыно развернулись масштабные работы по восстановлению Большого дворца и реконструкции дворцового ансамбля и парка.

Вход в музей-заповедник со стороны станции метро "Царицыно".
 
 
Входной павильон в выставочный комплекс Хлебного дома и Большого дворца находится сразу за аркой. Отсюда мы спускаемся под землю в просторный вестибюль единого экспозиционно-выставочного комплекса Хлебного дома и Большого дворца
 
 
На Среднем Царицынском пруду имеется С-образный искусственный остров, в заливе которого построен светодинамический фонтан с музыкальным сопровождением. Через остров-подкову построены два моста, соединяющие парадную входную площадь с противоположным берегом пруда.
 
 
 
Визит-центр.

 

Коннооздоровительный клуб "Царицыно".

 
Ресторан "Усадьба" на Поповой горе. 
 
 
Кофейня с забавным названием "Кофишенская".
 
 
Деревянное здание "Всероссийской школы пчеловодства".
 
 
 
 Фото 2013-2022 гг.

Музеи-усадьбы, музеи-заповедники

Район Бирюлево Восточное

Категория: Музеи-усадьбы, музеи-заповедники | Добавил: Лайфка (14.04.2022)
Просмотров: 2194 | Теги: Достопримечательности, музей, парк, заповедник | Рейтинг: 3.0/5

Копирование материалов сайта без активной обратной ссылки запрещено ©Laifka 2024