Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск





Суббота, 20.04.2024, 03:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Время странствий
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Россия » Татарстан

Казань

Казань 

Согласно официальной версии, принятой в настоящее время, город Казань был основан более 1000 лет назад. Предполагаемая дата возникновения городского поселения на месте Казани — 1004—1005 годы. Основанием для такой датировки является найденная во время раскопок на территории Казанского кремля чешская монета, датированная правлением св.Вацлава и ставшая самой ранней чешской монетой, остатки каменной кладки и деревянной городской ограды, предметы ремёсел и утвари, а также другие артефакты с менее явной датировкой. 

Существует несколько легенд, связанных с названием города. По самой распространенной из них «Казань» происходит от татарского слова «казан» - котел. Легенда гласит, что город был заложен на том месте, где без огня закипела вода в котле, врытом в землю. 

Историческим символом Казани является мифическое драконоподобное существо Зилант, часто упоминаемое в легендах. Например, когда многочисленные змеи и рептилии сильно мешали развитию города, охотники отправились на поиски Царя змей и победили его, по другой версии, жители города откупились от гигантского змея золотом, после чего все змеи покинули город. Другая легенда утверждает, что гигантский драконоподобный змей всегда сторожил ханские сокровища, и что он и по сей день охраняет спрятанные перед захватом города богатства в потаённых пещерах. Исторически достоверно, что змеи некогда были многочисленны в казанском регионе, но затем число их резко сократилось. 

Казань была основана как пограничная крепость на севере Волжской Булгарии. После падения Волжской Булгарии под натиском монголо-татарских войск в 1236 году и присоединения этой земли к Золотой Орде, Казань постепенно взяла на себя роль экономического и политического центра региона.

В 1370 году по приказу булгарского правителя Хасана началось строительство крепости в том месте, где сейчас расположен Казанский кремль. Кремль служил резиденцией булгарских князей до 1445 года.

В 1438 году, в период распада Золотой Орды, город захватил свергнутый золотоордынский хан Улуг-Мухаммед, положив начало существованию независимого Казанского ханства, просуществовавшего с 1445 года по 1552 год. Впоследствии булгары фактически восстановили своё государство с последней столицей в Иске-Казань. 

Этот период ознаменован налаживанием торговых связей с Москвой, Крымом, Турцией и другими регионами. Казань активно развивается, превращаясь в важный торговый и политический центр в составе золотоордынского государства. Удачное географическое положение на пересечении крупных торговых путей способствовало процветанию территории. Важной вехой стало начало чеканки собственных монет.

Улица Баумана — одна из самых старых улиц Казани. В эпоху Казанского ханства она называлась Ногайской дорогой.

Череда войн с Московскими княжеством сначала вынудила Москву платить дань Казанскому ханству, а в итоге привела к взятию Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. Во время обороны Казани её главным руководителем был сеид Кул Шариф. Защитники столицы оказывали упорное сопротивление, но в ходе штурма все погибли, как погиб и сам Кул-Шариф. Весь город охватил пожар, главная многобашенная мечеть также почти полностью сгорела и была разрушена. После окончательного подавления восстаний в Казанском крае у города началась новая эпоха в истории — в составе Русского царства.

Казань — город, где исторически тесно переплетаются две религии: ислам суннитского толка и православное христианство. Будучи официальной религией Волжской Булгарии и Казанского ханства, ислам связан с городом с момента его основания. После завоеваний Ивана Грозного главенствующей религией Казани становится православие, в 1555 году была учреждена Казанская епархия Русской Православной церкви. 

После падения Казанского Ханства Казань начинает перестраиваться. В Казань прибывают псковские каменщики. Вместе с возведением стен псковские мастера построили и первые православные храмы и монастыри Казанского кремля.

В опустевший город вселили 7 тысяч русских, которых по приказу Ивана Грозного переселяли целыми слободами из разных русских городов, а казанские татары были выселены за стену деревянного посада Казани, за проток Булак, положив, таким образом, начало уникальной территории старой Казани — Старо-Татарской слободе.

В 1579 году в Казани был большой пожар. Двенадцатилетней девочке Матроне трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ.  В том же 1579 году на месте обретения иконы был основан девичий Богородицкий монастырь (ул.Большая Красная, д.5). 

Улица Кремлёвская — главная улица в историческом центре Казани, возникшая в 16 веке. Кремлёвская улица когда-то была местом оживленной торговли, излюбленной локацией для прогулок горожан. Основная застройка улицы сложилась в 19 веке.

Улица Островского (изначально - Вознесенская) возникла в 16 веке, когда городской посад был плотно заселен. Казанские воеводы принимали решение заселять огороды архиепископа и Преображенского монастыря - в месте пересечения нынешних улиц Островского и Университетская.

После покорения Казани возникли Верхне- и Нижне-Федоровские и Засыпкинская слободы. Сейчас это улицы Касаткина, Тельмана, Зои Космодемьянской, Япеева, Нагорная, Федосеевская и Батурина. Главная артерия этого района - улицы Федосеевская (бывшая Засыпкинская) и Нижне-Федоровская, тянущиеся вдоль берега Казанки. В 1929 году улицы была переименованы в честь революционного деятеля Николая Федосеева. 

Название "Красная" встречается в каждом старинном городе России. Так называют обычно самую лучшую, самую красивую улицу или часть города. В Казани Красной слободой называли поселение на восточной окраине города, сложившееся к 17 веку и расположенное в районе современных улиц Большой и Малой Красной, Карла Маркса, Гоголя, Горького, Пушкина и других прилегающих улиц Вахитовского района.

Кизический Введенский монастырь основан в 1687—1691 годах (ул.Декабристов, д.98). 

В 1714 году, согласно указу Петра I о создании шерстяных мануфактур в России, возникла суконная мануфактура. Рабочие стали селиться около фабрики. Таким образом возникла Суконная слобода.

Уже в 17 веке в Казани строились речные и морские суда. При создании русского флота Петр I обратил внимание на богатые лесами окрестности Казани. В 1718 году последовал указ Петра I об основании в Казани адмиралтейства. За пределами адмиралтейства стали селиться чины адмиралтейской службы: корабельные мастера, капитаны будущих судов, провиантмейстеры, писари, солдаты, матросы, ученики и подмастерья. Эти строения и послужили началом Адмиралтейской слободы.

В 1768 году начинается история Пороховой слободы, когда по указу императрицы Екатерины II вблизи Казани был заложен Казенный пороховой завод. 

Здание Управления Казанской епархии с Воскресенской церковью построено в 1770 году (ул.Карла Маркса, д.9/15).

На рубеже 16 и 17 столетий в Казани была основана одна из первых в России типографий (ул.Миславского, д.4).

В 1708 году Казань стала столицей крупной Казанской губернии.

В 1723-1726 годах на средства богатого казанского купца и промышленника Михляева в память о пребывании Петра I в Казани был построен Петропавловский собор (ул.Мусы Джалиля, д.21). Строили его столичные русские и иностранные мастера, вложив в это здание весь свой талант и силу, создав ему славу великолепного образца архитектурного барокко. 

В 1728 году был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы (ул.Большая Красная, д.1/2).

С 1760-х годов застройка города принимает упорядоченный характер, появились деревянные мостовые, мосты через Булак и Казанку. Всего в Казани к концу 18 века проживало около 22 тысяч человек, а с пригородными слободами — более 40 тысяч, и из них только около десяти процентов — татары. Город стал образовательным и культурным центром Поволжья: в 1758 году в Казани открылась первая в России провинциальная гимназия, в 1771 году — первые медресе, в 1791 году появился постоянный театр.

В 1778 году в поселке-микрорайоне "Красная Горка" была построена церковь Николая Чудотворца (ул.Приволжская, д.32).

Важным событием стало учреждение в 1804 году Казанского университета — третьего в России, закрепившего за городом статус крупного научного центра.

Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году, был сооружён в 1823 году около Кировской (Адмиралтейской) дамбы. Это один из старейших казанских памятников и воинских мемориалов России. Памятник представляет собой поднятую на высокий постамент двадцатиметровую четырёхугольную усечённую пирамиду со всеми равными измерениями: длиной, шириной и высотой.

Здание Городской астрономической обсерватории (Казанский приволжский федеральный университет) было построено в 1838 году.

Памятник архитектуры «Дом Егора Бахмана» был построен в 1834 году в стиле классицизм (ул.Астрономическая, д.15/19).

В 1840 году был воссоздан дом казанского городского головы начала 19 века, в котором сейчас располагается Музей Казанской иконы (ул.Большая Красная, д.10).

Дом Е.И.Ремезовой построен в 1855 году (ул.Карла Маркса, д.8/13).

Особняк Сахарова – директора 1-й мужской Императорской гимназии был возведен, предположительно, в середине 19 века (ул.Лобачевского, д.6/27).

В 1862—1865 годах было построено здание лютеранской церкви святой Екатерины (ул.Карла Маркса, д.26).

В 1869 году был построен дом, принадлежавший коллежскому секретарю К.А.Юшкову (ул.Театральная, д.1/27).

Азимовская мечеть построена в формах эклектики национально-романтического направления в 1887—1890 годах на месте старой деревянной мечети, существовавшей с 1804. Строительство осуществлено на средства купца М.М.Азимова (ул.Фаткуллина, д.15). 

Церковь Сергия Радонежского при Ложкинской богадельне была построена в 1890-1893 гг. (ул.Япеева, д.2).

В 1896 году был установлен памятник-бюст одному из создателей неевклидовой геометрии, ректору Казанского университета Н.И.Лобачевскому (сквер Лобачевского).

Во второй половине 19 века произошли существенные изменения в инфраструктуре Казани: появились газовое и электрическое освещение, конка и электрический трамвай, телеграф и телефон.

Главный дом городской усадьбы 19 века (ул.Карла Маркса, д.38/5).

Жилой дом, построенный в конце 19 – начале 20 вв. (ул.Астрономическая, д.10).

Пятиглавый Кафедральный старообрядческий собор Покрова Пресвятой Богородицы в духе национального романтизма был построен в 1909 году (ул.Старая, д.17/11). В сквере у храма установлен памятник митрополиту Московскому и Всея Руси Русской Старообрядческой Церкви Андриану.

Деревянный дом Дружининой был построен в 1911 году в стиле модерн (ул.Зои Космодемьянской, д.2).

Здание, в котором сейчас размещается МВД по Республике Татарстан, было построено в 1912 году в стиле модерн для кондитера купца Н.И.Лопатина и было богато украшено ковкой. В дальнейшем там размещались республиканские органы внутренних дел и государственной безопасности (ул.Карла Фукса, д.2/19-23). Здесь находится музей истории МВД по Республике Татарстан.

В 20 веке город ожидали большие потрясения. Казань стала одним из центров революции, в 1918 году за город в ходе гражданской войны велись ожесточенные бои. В 1920 году был подписан Декрет об образовании Автономной Татарской Социалистической Советской Республики со столицей в Казани.

Смоленский храм размещается в бывшем здании хоздвора, построенном при Смоленской церкви в 1920 году (ул.Малая Заречная, д.13а). Сам Смоленский храм был взорван в советское время. 

В середине 20-х годов 20 века был создан парк "Ленинский сад". В центре парка находится чудесный "Фонтан любви" 19 века в виде двух амуров, поддерживающих большую чашку. Раньше здесь располагалась Николаевская площадь со множеством лавок. Здесь же торговали дровами, а главной достопримечательностью площади были два болота. 

Закабанная мечеть построена в 1924-1926 гг. в честь 1000-летия принятия ислама в Поволжье (ул.Хади Такташа, д.26).

В 1930-е годы началась интенсивная индустриализация города, сопровождавшаяся быстрым ростом населения. Были построены новые предприятия, введены в строй новые теплоэлектроцентрали. В годы Великой Отечественной войны в Казань были эвакуированы крупные заводы, переброшена часть Академии Наук СССР, промышленные предприятия были переведены на производство военной продукции для нужд фронта. Казань была включена в число 20 городов СССР, подлежащих атомной бомбардировке, согласно первому послевоенному плану войны против СССР, разработанному в США уже в 1945 году, а также включался и в последующие подобные планы. После Великой Отечественной войны продолжилось активное развитие города.

Стена памяти участникам ВОВ "Они сражались за Родину" и памятник Мусе Джалилю в сквере Казанского федерального университета. 

Возведение здания Театра оперы и балета им.Мусы Джалиля началось в 1936 году, но в связи с начавшейся Великой Отечественной войной строительство было завершено с использованием труда немецких военнопленных только к середине 1950-х годов (пл.Свободы, д.2).

В 1952 году был построен жилой дом, в котором сейчас располагается музей художника А.Н.Мазитова (ул.Дзержинского, д.27).

В 1958 году благодарными потомками установлен памятник Габдулле Тукаю (сквер им.Тукая). 

В 1966 году открыт скульптурный монумент поэту-патриоту, Герою Советского Союза Myce Джалилю (пл.1 мая). В годы Великой Отечественной войны, попав раненым в плен, Муса Джалиль продолжал всеми силами бороться с фашизмом, организовав группу сопротивления среди татар — узников гитлеровских концлагерей. Выслеженный врагами, осужденный на неминуемую смерть, он в каменных казематах Моабитской тюрьмы нашёл в себе мужество создать потрясающий по своему патриотическому звучанию стихотворный цикл «Моабитская тетрадь», за что и был посмертно удостоен Ленинской премии.

В 1967 году открыло свои двери здание Казанского цирка (пл.Тысячелетия, д.2).

Памятник революционеру Муллануру Вахитову был воздвигнут в сквере Вахитова в 1985 году. 

Бывший комплекс зданий филиала Центрального музея В.И.Ленина построен в 1987 году. В 1992 году музей был реорганизован в Национальный культурный центр. Сейчас в здании располагается Национальная библиотека Республики Татарстан (ул.Пушкина, д.86).

Мечеть «Нур Ислам» построена в 1988 году по инициативе группы прихожан и первого имам-хатыба мечети Вафа хазрета Гилязова (ул.Армавирская 2-я, д.36).

В 1990 году город был объявлен столицей суверенной Республики Татарстан. С начала рыночной эпохи в 1990-е годы Казани удалось стать одним из важнейших межрегиональных политических, финансовых, спортивных, туристических центров страны. Вместе с тем, вплоть до начала 2000-х годов Казань пользовалась дурной славой одного из самых криминальных городов России.

В 1992 году был построен храм Иоанна Кронштадтского (ул.Челюскина, д.31а).

В 1994 году художник, архитектор, скульптор и общественный деятель Ильдар Ханов начал возведение храма Всех религий (ул.1-я Старо-Аракчинская, д.4). После смерти Ильдара Ханова его дело продолжили брат и сестра. Храм — архитектурный символ всех религий и их музей.  

Мемориальный парк Победы был открыт в 1995 году к 50-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне.

В 1995-1996 году был установлен Паровоз-памятник Л-1591, построенный Коломенским заводом.

В 1999 году была открыта мечеть "Казан-Нуры" (ул.Фатыха Амирхана, д.3).

В 2002 году был открыт развлекательный комплекс "Пирамида" (ул.Московская, д.3).

В 2004 году в Ленинском саду был установлен монумент памяти жертв политических репрессий.

Мечеть "Маулид" (ул.Селянская, д.23).

В 2005 году было торжественно отпраздновано тысячелетие Казани, к которому были сооружены Казанский метрополитен, мост Миллениум и ряд других объектов.

Была радикально реконструирована пешеходная часть Петербургской улицы. Основная архитектурно-художественная идея улицы — создание «уголка Петербурга».

Парк Тысячелетия — один из самых известных и молодых парков, расположенный рядом с набережной озера Кабан. Встречается также альтернативное название парка — «парк Миллениум». Открытие парка Тысячелетия было приурочено к празднованию 1000-летия города. 

Жилой дом в стиле эклектика был построен в 2005 году (ул.Касаткина, д.15).

В 2005 году начала свою работу мечеть «Ал Ихлас» (или "Миргазиян") (ул.Декабристов, д.111). В конце 20 века Миргазияну Салаватову — во сне явилась покойная жена, которая повторяла лишь одну цифру: «111». После долгих изысканий, М.Салаватов обнаружил, что под номером 111 на улице Декабристов расположено здание котельной. Мысль о создании в этом здании мечети с названием «Ал Ихлас» пришла к нему сразу же. Много лет М.Салаватов потратил на получение различного рода разрешений и согласований. В итоге в 2004 году проект строительства мечети был согласован.

В 2007 году была открыта мечеть "Салихзян" (ул.Бестужева, д.66а).

В 2007 году на территории МВД по Республике Татарстан был открыт мемориальный комплекс с часовней в честь всех святых в земле Казанской просиявших, а также мечеть. 

В 2008 году у стен Казанского кремля был открыт памятник благотворителю, представляющий собой бронзовую скульптурную композицию извозчика, ведущего под уздцы лошадь, и телеги, на которой сидят дети.

Скульптор придала фигуре возчика черты Асгата Галимзянова. Вся жизнь этого удивительного человека была трудовым подвигом. Работая возчиком на Колхозном рынке, он разводил скотину, которую сдавал  государству. На вырученные деньги он подарил более 80 автобусов и легковых автомобилей детским домам Советского союза и России. Асгат Галимзянов помогал людям, пережившим трагедии Чернобыля, землетрясения в Армении, гибели подводной лодки "Курск", захвата заложников в Южной Осетии. В апреле 2016 года сквер, в котором находится памятник, получил имя Асгата Галимзянова. 

Храм Сергия Радонежского построен в 2009 году (ул.Краснококшайская, д.101).

Храм в честь священномученика Кирилла, митрополита Казанского, был построен в 2012 году (ул.Чистопольская, д.30).

В 2013 году был построен центр семьи "Казан" - одна из главных современных достопримечательностей города (ул.Сибгата Хакима, д.4). Здание имеет оригинальную архитектуру и напоминает казан, традиционный азиатский литой котел над пылающим огнем.  В 2016 году около центра семьи была установлена скульптурная композиция от Даши Намдакова «Он и Она» в виде пар зилантов (символов города) и барсов (символов республики) с детенышами, которые символизируют собою верность, крепость брачных уз и стоят на страже семейных ценностей.

В 2013 году была построена мечеть "Ярдэм" (ул.Серова, д.4а).

В 2016 году был открыт выставочный зал "Городская панорама" (ул.Дзержинского, д.7). Мир удивительных мультимедийных экспонатов об истории и современности Казани, созданный учёными, художниками, дизайнерами, инженерами с применением самых современных цифровых технологий.

Скульптурная композиция «Доверие» была установлена в 2016 году (ул.Профсоюзная, д.6).

В 2017 году в одноименном сквере был установлен памятник Хади Такташу.

В 2018 году возле Театра оперы и балета был установлен памятник Рудольфу Нуриеву.

В 2018 году состоялось открытие скульптуры «Тайказан» (в сквере на пересечении улиц Назарбаева и Качалова). Скульптура является копией Тайказана в мавзолее Яссави в Туркестане (Туркестанская область, Казахстан). Композиция «Тайказан», символизирующая гостеприимство и плодородие, должна послужить еще большему укреплению связей между братскими народами Татарстана и Казахстана.

В 2019 году открылась мечеть "Салях" (Мамадышский тракт, д.18).

В 2020 году началось строительство мечети «Тауфик», которое планируют завершить в 2022 году (ул.Лечебная, д.7).

В 2021 году появились скульптурная композиция «Яратам», рассказывающая историю любви молодых людей (ул.Чернышевского, д.8). 

Республика Татарстан

Татарстан расположен в центре Европейской части России на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух рек — Волги и Камы. Республика Татарстан граничит с Кировской, Ульяновской, Самарской и Оренбургской областями, Республикой Башкортостан, Республикой Марий Эл, Удмуртской Республикой и Чувашской Республикой.

В 1998 году был образован природный заказник "Свияжский" с целью сохранения и восстановления естественных и искусственных экосистем реки Свияги, Свияжского залива Куйбышевского водохранилища и прилегающих пойменных участков, запасов промысловых и редких видов рыб, уникального природного ландшафта и биологического разнообразия. Этот участок Свияги изобилует небольшими островами, которые являются резерватами уникального генофонда растительного и животного мира. 

Мечеть Сафар (М7, 790 км, 1Б) — одна из действующих культурных площадок, на основе которой проводится большое количество разнообразных мероприятий, служащих для интересного проведения досуга в Казани. 

Мечеть у Морквашинской развязки.

Этнографическая татарская деревня «Татар авылы» — это музей под открытым небом, расположенный в деревне Исаково. Выставочный комплекс, открытый в 2009 году, представлен в виде характерных для татарских сел домов и хозяйственных построек различных слоев общества того времени (крестьянин, ремесленник, купец) с орудиями труда, домашней утварью, мебелью – т.е. всем, что характеризует эпоху, занятия людей 15-20 вв. Один из таких наиболее интересных объектов - ветряная мельница.

Однопрестольный каменный храм Богоявления Господня в селе Исаково был построен в 1792-1799 гг. Колокольня возведена в 1825 году. Приделы выстроены в конце 1870-х гг. 

Текст и фото 2019-2021 гг.

P.S. После новых путешествий страница будет обновляться.

Где побывать и что посмотреть в Елабуге

Где побывать и что посмотреть в Верхнем Услоне

Где побывать и что посмотреть в Свияжске

Где побывать и что посмотреть в Татарстане


Категория: Татарстан | Добавил: Лайфка (30.09.2021)
Просмотров: 645 | Рейтинг: 0.0/0

Копирование материалов сайта без активной обратной ссылки запрещено ©Laifka 2024