Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск





Суббота, 04.05.2024, 07:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Время странствий
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Культурные и спортивные события » Выставки

Выставка "Самураи. 47 ронинов"-2014
Выставка "Самураи. 47 ронинов" - 2014
 
Москва, Ветошный пер., 13
 
 
Выставка работает до 31 августа 2014 года.
Выставка представляет собой собрание экспонатов из частных коллекций. На этой выставке можно увидеть оружие, доспехи, кимоно, гравюры и т.д.
Можно посетить выставку как самостоятельно, так и с экскурсией. На общеобзорной экскурсии по экспозиции вам расскажут одну из самых невероятных легенд Японии - историю мести и доблести, коварства и преданности, историю 47 ронинов.
С конца 16 века самураев обязали носить два меча за поясом: катана (большой меч) и вакидзаси (меч для самообороны). 
 
Дом самурая.
Японский дом - очень легкая постройка из дерева, бамбука. Вместо стекол - белая полупрозрачная бумага. Пол покрывается циновками из рисовой соломы, а интерьер разделяется подвижными деревянными рамами, обклеенными плотной бумагой или тканью.
Для разделения пространства использовалась ширма, которая является необычным предметом искусства, соединяющим живопись, поэзию и каллиграфию. Сердцем дома был очаг. Обязательным элементом декора была токонома - ниша с живописным или стихотворным свитком, икебана, а также полка, на которую обычно ставили небольшую статуэтку.  Почетное место занимали куклы в виде великих воинов, деятелей прошлого. 
 
Покои гейши.
Гейша в буквальном переводе - "человек искусства". Согласно легенде, изначально в роли гейш были мужчины. Позже этой профессией овладели исключительно женщины. На воспитание в дома гейш продавались девочки из бедных семей. И лишь самые красивые и смышленые девочки могли рассчитывать на такую удачу. Будущая гейша обучалась танцу, пению, каллиграфии, стихосложению, чайной церемонии, игре на музыкальных инструментах и искусству ведения беседы. 
Прическа гейши - подлинное произведение искусства и на ее сотворение требовалось 4-5 часов упорного труда. Обязательным элементом были парики, которые стоили неимоверно дорого. На макияж тоже тратилось немало времени. На лицо и шею наносились белила из смеси рисовой пудры с водой, глаза тщательно подводились черной тушью, на уголки век наносили алые тени. Губы красили яркими оттенками красного, визуально уменьшая их размер. На облачение гейши тратилось целое состояние и нередко они становились законодательницами мод.
 
Комната невесты. 
Мальчиков и девочек с 7 лет стараются воспитывать на разных половинах дома. Девочку воспитывали преданной и служащей своему мужу так, как он служит своему господину. Самурайские жены, как правило, не показывали своих желаний и были кроткими и покладистыми. 
В настоящее время свадебная мода в Японии практически не изменилась. У молодых девушек рисунок располагается по всей поверхности кимоно.
 
 
Зал религии.
Общество самураев жило на грани пяти религиозных традиций: синтоизм, буддизм, конфуцианство, даосизм и народные верования. Путь воина гармонично сочетал в себе все эти направления, взяв лучшие их части.
Центральные этические догматы "Бусидо" пришли из конфуцианства, где самыми большими ценностями считаются сыновья почтительность к родителям и старшим и преданность. Уменье обращаться с мечом связывалось с необходимостью со стороны самурая защищать своего господина и служить ему.
Все эти религии и верования в своем единении наполняли каждый день жизни Средневековой Японии, но все же основным путем духовного развития всегда оставалась и остается по сей день изначальная вера японца - синто. Между тем, одним из самых ярких примеров такого единения стал "Бусидо" - кодекс чести самурая.
 
Свиток "Паранирвана Будды". 
 
Лао-цзы считается основателем даосизма. Его классически изображают на спине буйвола. 
 
Барабаны Тайко использовали в синтоизме, при поклонении богу ветра Сусаноо. Они используются и по сегодняшний день как в народной, так и классической музыке.
 
Бог войны Бисямонтен - самое известное и почитаемое в Японии божество из Шитенно - "Четырех королей", хранителей четырех сторон света, он - предводитель, остальные являются его вассалами. Известен также как бог целительства и как один из японских Семи Богов Счастья. В левой руке он держит сокровищницу в виде пагоды. Он собирает и охраняет сокровища, а также раздает их достойным личностям. Это божество чаще всего изображают желтым или золотым - "сияющим, как 1000 солнц". Дыхание Бисямонтена смертоносно, поэтому он всегда стоит или сидит с закрытым ртом.
 
Панно с изображением народных гуляний на празднике Танабата.
 
 
Чайный домик.
Чайный домик (тясицу) как правило похож на небольшую скромную хижину. Везде царят простота и безыскусность, которые помогают гостям достичь душевного равновесия и как нельзя лучше проникнуться духом чайного ритуала. Согласно традиции вход в тясицу достаточно низкий, всего 60 см. Чтобы пройти внутрь, гостям нужно склониться, выражая таким образом свое смирение и признавая общее равенство. Напротив входа располагается углубленная ниша токонома, предназначенная для икебаны и свитка с изречением в духе дзэн-буддизма. Токонома - смысловая доминанта всего пространства чайного домика. Не зря ее прообразом является храмовый алтарь. 
Большое внимание уделяется и облачению участников чайного ритуала. Предпочтение отдается лишенным излишеств кимоно спокойных тонов, которые своими узорами и яркостью не отвлекают внимания. 
 
Сэппуку.
Настоящий самурай преданно служит своему сюзерену, отказавшись от личных чаяний и надежд. Это сопряжено с настоящей жертвенностью, в высшей степени подчеркнутой жертвой жизни. Всю свою жизнь воин жертвует искреннему и беззаветному служению и готов расстаться с ней, когда наступает такая необходимость.
В этимологии "сэппуку" и "харакири" пишется одними и теми же иероглифами, разница лишь в прочтении. "Харакири" является просторечием и часто носит уничижительный характер.
Сэппуку быстро прививается в среде военной знати как почетный способ завершить жизнь и становится официальным вариантом ухода из жизни. Тогда вырабатвается сложный ритуал с юридическим статусом, в котором появляется каисяку - близкий друг, отрубающий голову.
Для полного обряда самурай должен надеть специальное белое кимоно, сделать прическу сакаяки и выполнить еще ряд необходимых действий. Традиционно сэппуку совершалось кинжалом кусунгобу, но также могли использовать короткий меч вакидзаси или большой меч катана, предварительно обернув лезвие тканью.
Даже после отмены юридической законности сэппуку и фактического запрета церемонии случаи ритуального самоубийства не раз повторялись среди потомков самурайских кланов и в 21 веке.
 
 
 
Доспех Тосэй Гусоку клана Асано. 18 век.
Представители рода Асано были талантливыми военачальниками и правителями. С родом Асано связан один из самых известных сюжетов в истории Японии - это история о 47 ронинах, которая отражает понятия самураев о чести и верности.
 
История 47 ронинов.
Весной 1701 года двое князей-даймё - Асано и Камэй - были посланы в Эдо (современный Токио) для подготовки визита императорских послов. Чтобы ознакомить их с протоколом, самураев определили на обучение к чиновнику Кира Козукеносука Ёсинака. Асано переслал Кире Ёсинака несколько даров в благодарность за помощь, но тот остался недоволен ими и давал князю неверные советы, зачастую унижая его. Однажды чиновник назвал молодого самурая "необразованной деревенщиной". Самурай не смог стерпеть такого оскорбления, подстерег Кира в замке сегуна и нанес ему два удара мечом, но лишь ранил обидчика.Было плохо уже одно то, что Асано накинулся на человека, не владея собой, но он совершил это в замке сегуна, где обнажать оружие было запрещено. Сегун немедленно повелел Асано совершить сеппуку. Асано покончил жизнь самоубийством. Его земли были конфискованы в уплату за проступок.
300 вассалов клана стали ронинами - самураями без господина. Согласно кодексу Бусидо теперь на семье Асано лежала печать позора, смыть который можно было только кровью обидчика. 47 ронинов решили отомстить за смерть своего господина, но Кира усилил защиту своего замка и везде появлялся только в окружении телохранителей.
Тогда ронины решили, что "месть - это блюдо, которое подают холодным". Почти год верные вассалы делали вид, что они полностью деградировали, их видели пьяными и валяющимися на улицах города. Спустя год Кира Ёсинака решил, что месть его миновала и потерял бдительность. И тогда 15 декабря 1702 года 47 ронинов напали на дворец Киры. Чиновника они нашли в чулане. Ему предожили завершить жизнь благородно - совершить сэппуку, но он отказался. Тогда ему отрубили голову тем самым мечом, которым совершил покушение молодой самурай Асано.
Ронины отнесли голову Кира на могилу господина, после чего сдались правительству. Так как их поступок соответствовал принципам Бусидо, но с той лишь разницей, что не было получено официальное право на отмщение. Их приговорили к смертной казни, на разрешили сделать сэппуку.
Благодаря своей верности и преданности ронины стали национальными героями Японии, настоящей легендой. И тысячи Японцев до сих пор совершают паломничество в храм Сэнгакудзи в Синагаве, где похоронены Асано и его верные слуги.
 
Нэцкэ и окимоно.
Нэцкэ и окимоно - это тщательным образом сделанные из кости или дерева миниатюрные фигурки. Так как на традиционной японской одежде отсутствуют карманы, то различные мелкие предметы, вроде веера или кисета с табаком крепились к шнуру, а нэцкэ выполняли роль противовеса. Окимоно имеет декоративное значение, в нем отсутствует отверстие для шнура.  
Стоит обратить внимание на панно в виде тарелок, шкатулки, вазы и т.п. с тонкой обработкой металла - точное подражание рисунку на парче с орнаментальными стилизованными деталями пейзажа, причудливыми геометрическими узорами, мифологическими персонажами, святынями, птицами и цветами. Металлическую поверхность предмета покрывали мельчайшей штриховкой и в нее втирали золото, оставляя поверхность металла идеально гладкой, что придавало ей сходство с фактурой ткани. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Женские мечи.
Каждая девушка из сословия самураев должна была уметь защищать себя в отсутствие мужчины. У нее должно было быть за поясом два меча. Кроме того, в 14 лет она получала от отца в подарок клинок кайкэн - защитник чести женщины, который носится в рукаве кимоно. Очень часто женщины уходили в след за своими близкими погибшими мужчинами. Женщина не делала сэппуку, она могла заколоться кинжалом или перерезать себе горло. 
Оправы для клинков танто, кайкэн и меча тати.
 
 
Доспехи.
Доспехи имеют пластинчатое строение, а  вес их достигал 14-16 кг. На шлемы крепили украшения я виде раковины моллюска или даже заячьих ушей. Маски мэмпо были важной частью боевого облачения и, помимо защиты, придавали своему владельцу устрашающий вид на поле боя. Многие самураи заказывали маски в виде лиц мифических существ, с гримасами и особыми чертами. Некоторые маски несли выражение спокойного лица,  а некоторые подчеркивали гнев и ярость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оружие самураев.
Ружья тэппо.
Огнестрельное оружие было известно в Японии со времен монгольского вторжения в 1274 году, но никаких попыток создать нечто подобное не совершалось. Но вот аркебузы, привезенные португальцами, сразу же вызвали неподдельный интерес. У чужеземцев выкупили несколько экземпляров ружей и португальцы обучили кузнецов оружейному делу и тонкостям изготовления аркебуз. Именно с этого времени можно говорить о появлении японского огнестрельного оружия, которое стало именоваться тэппо. Тэппо обладали высокой пробивной мощью, были довольно легкими и простыми в обращении. Позднее стали появляться вариации тэппо - мушкеты и пистолеты. Тэппо прочно завоевали себе место в боевом отряде, однако пользовались ими только асигару или самураи низших рангов. Высшее сословие противилось использованию огнестрельного оружия. Битва утратила свою эстетику, как и несомненно важный для самурая элемент сражения лицом к лицу с противником. Скорее всего из-за этого аркебузы в Японии прекратили свое развитие.
 
 
 
 
Копья.
Одним из самых древних видов древкового оружия является нагината с длиной древка от 1,5 до 2 метров и изогнутым мечевидным клинком длиной от 30 до 70 см. Нагината предназначена для нанесения рубящих ударов. С конца 14 века широко используются нагамаки. Они имеют менее широкое и изогнутое лезвие, чем у нагината, древки обматывались шнурами крест-накрест, как рукоять меча. Зачастую длина лезвия составляла от 1,2 до 1,6 метра, длина древка не превышала 1,3 метра.
Позднее нагината и нагамаки вытесняются копьями с обоюдоострым прямым лезвием - яри. Огромное количество разновидностей яри объединяет лишь уникальная для японского оружия обоюдоострая заточка, подходящая для нанесения и колющих, и рубящих ударов.
 
Оружие ниндзя.
Кланы ниндзя возникли в Японии в 9-12 веках и развивались параллельно самурайскому сословию.  
Ниндзя - это шпионы, убийцы, разведчики. Скрытность стала непременным условием для успешного выполнения задания. И оружие ниндзя тоже должно было быть замаскировано. Ружье могло быть замаскировано под меч, меч - под футляр для кисти, а нож - под курительную трубку. Используемое оружие было компактным и легким, чтобы его можно было спрятать под одеждой. Одним из самых популярных видов оружия был серп с цепью и грузом на конце. Цепью можно было остановить меч или копье противника, одновременно оглушив его гирей, или же цепью опутать шею, руки или ноги противника, лишая его возможности сопротивляться и открывая доступ для короткого серпа. Позднее к цепи стали крепить не груз, а пакет с взрывчатым веществом или ядом мгновенного действия. 
 
 
Японский меч.
Японский меч - символ божественной чистоты, символ власти самураев, символ кары за грехи, символ чести и достоинства. С детства мальчики привыкали к тому, что меч всегда с ними, как часть тела. Мечи столетиями сохранялись в семьях как сокровища. Тот, кто умирал с мечом в руке, полагал, что часть его души останется в мече и он превратится в синтай - обиталище душ доблестных воинов многих поколений. Женщины хранили мечи погибших в сражении мужей и в надлежащее время торжественно вручали выросшим сыновьям.
Кардинальным отличием японских мечей от европейских и азиатских является специфическая закалка одного лишь лезвия с использованием защитного слоя глины на поверхности клинка.
Видов узоров лезвия существует великое множество. Самыми излюбленными были узоры в виде волн, бутонов гвоздики или хризантемы, или же просто прямые линии. 
Назначение изгиба клинка - сделать меч максимально функциональным и стойким к перегрузкам. Кинжалы могут быть изогнутыми в любую сторону, тогда как мечи только лезвием наружу. 
Декоративная гравировка на мече выполняет не только эстетическую функцию. Живя в ожидании войны, самурай как бы поручал жизнь своему мечу. Поэтому на нем гравировались имена богов, в которых он верил, выражения соболезнования поверженным противникам и так далее. Позже стали появляться гравировки, не относящиеся к верованиям, - драконы, журавли, сосны и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Цуба.
Японский меч разборный. Одним из главных элементов оправы меча является его гарда - цуба. Это тонкая обычно металлическая пластинка, которая крепится между клинком и рукоятью меча.  
 

Культурные и спортивные события

Категория: Выставки | Добавил: Лайфка (22.03.2014)
Просмотров: 1596 | Теги: оружие, выставка, восток, Япония, самураи | Рейтинг: 0.0/0

Копирование материалов сайта без активной обратной ссылки запрещено ©Laifka 2024