Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск





Пятница, 19.04.2024, 01:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Время странствий
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Россия » Ярославская область

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Ярославская обл., г.Ростов, ул.Энгельса, д.44

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, расположенный на берегу озера Неро, основан в 1389 году ростовским епископом св.Иаковом. Епископ Иаков боролся с иконоборческой ересью, призывал людей, в первую очередь богатых, помогать нуждающимся, быть великодушными и прощать раскаявшихся грешников. Не всем это нравилось. Смутьяны изгнали епископа из города. Недалеко от тогдашней границы Ростова он построил себе хижину, к нему стали приходить преданные ему ростовчане. Епископ Иаков своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Вскоре возле церкви формируется небольшая община единомышленников изгнанного епископа; так сформировалась новая обитель. Вскоре ростовчане пожалели, что послушав смутьянов, выжили епископа из города; раскаявшись, они просили святителя вернуться в Ростов. Но святитель Иаков остался в своем монастыре.

Рядом с Яковлевской обителью находился мужской Спасо-Песоцкий монастырь. Он был основан еще в 13 веке ростовской княгиней Марией, женой князя Василько Константиновича, русского героя и князя-мученика, погибшего в 1238 году в битве с татарами на реке Сить. Княгиня Мария после смерти мужа правила Ростовским княжеством. Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Позднее, во второй половине 18 века два эти монастыря составят единое целое, причем, более древний и богатый Спасский будет приписан к Яковлевскому.

Монастырь, основанный св.Иаковом, именовался Зачатьевским (по имени главного храма) или Иаковлевским (по имени основателя обители). Со времени основания обители до второй половины 17 века все постройки Зачатьевского монастыря были исключительно деревянными. В летописях сохранились упоминания о том, что дважды монастырь подвергался разорению. В первый раз – вскоре после своего основания, в 1408 году, при нашествии на Ростов татарского хана Едигея, а вторично – двести лет спустя, в 1608 году, во время польско-литовской интервенции. Главным источником средств к существованию служили небольшие земельные владения. В целом же, судя по немногим сохранившимся источникам, монастырь в то время не отличался ни славой, ни богатством. Однако, наличие царских жалованных грамот и пожертвованного царем Алексеем Михайловичем колокола свидетельствует о том, что в 17 веке он не был обойден вниманием русских государей. В середине 17 столетия последовал именной указ царя Алексея Михайловича о приписке Зачатиевского Яковлевского монастыря к Ростовскому архиерейскому дому, на что была дана благословенная грамота патриарха Никона.

Первым каменным зданием монастыря стал Троицкий  собор, построенный в узорочном стиле в 1686 году вместо деревянной Зачатьевской церкви. Собор пятиглавый, с тремя алтарными апсидами, без богатого декоративного убранства. В 1689 году собор был расписан ярославскими мастерами (фрески сохранились). Над гробницей св.Иакова была возведена каменная сень.

К концу 17 века Яковлевский монастырь имел следующий облик. Деревянная ограда окружала небольшой по размерам монастырский двор, на котором возвышался каменный пятиглавый Троицкий храм с шатровой колокольней. Около северной стены ограды стояли каменная трапеза и деревянные кельи; за монастырской стеной располагались дворы служителей.

В 1702—1709 годах монастырь находился под особой опекой ростовского митрополита Димитрия Ростовского. Димитрий Ростовский был погребён в 1709 году в Троицком храме. Над местом его погребения была выстроена деревянная гробница со стихами-эпитафией, написанными другом умершего — местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским). 

В 1725 году к Троицкому собору был пристроен северный Зачатьевский придел, в 19 веке перестроенный в отдельный храм. В 1754 году собору было возвращено его первоначальное наименование - Зачатьевский, а  придел получил имя в честь основателя монастыря Иакова Ростовского. 

В 1752 году при починке церковного пола были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского; согласно житийному повествованию, мощи и одежда святителя, не тронутые тлением, были трижды освидетельствованы церковными иерархами. В 1757 году состоялась канонизация святителя Дмитрия Ростовского. Число паломников в монастырь сразу же значительно увеличилось. У западной стены в том же году был построен гостиный двор для богомольцев. 

Сохранилось несколько описей монастыря, относящихся к середине 18 века: деревянная рубленая ограда с воротами в каждой стене (и ограда, и ворота были крыты тёсом). Главные — Святые — ворота, украшенные росписью, находились с восточной стороны. Остальные трое ворот были въезжими, причём рядом с каждым находилась небольшая входная калитка. Возле западной стены находились настоятельские покои — деревянные, с четырьмя комнатами и сенями, лестница из которых вела в светёлку. С южной стороны находились каменные братские кельи, в северо-восточном углу — несколько деревянных келейных корпусов. С восточной стороны располагались деревянные хозяйственные постройки: амбар, конюшня, сарай, два каменных погреба; около Святых ворот стояла хлебная палата с кухней; в юго-восточном углу — каменная поварня и пивоварня. За восточной стеной ограды был расположен монастырский двор, на котором стояли три избы, за западной — гостиный двор для богомольцев.

С 1764 до 1888 года монастырь числился ставропигиальным, то есть подчинённым непосредственно Святейшему синоду. Следует подчеркнуть, что столь высокого положения достигали лишь избранные русские монастыри. В 1764 году к обители приписаны строения стоявшего рядом упразднённого Спасо-Песоцкого монастыря. 

Территория Спасского монастыря впоследствии использовалась как хозяйственная зона, а один из двух его храмов, вместе с колокольней за ненадобностью был разобран. Единственным сохранившимся памятником Спасской обители остался бывший монастырский собор – Спасский храм, построенный в 17 веке. В 1765—1836 годах обитель официально именовалась Спасо-Иаковлевским Зачатьевским монастырём.

Во второй половине 18 века деревянные стены монастыря были заменены каменной оградой.

Северные ворота.

На углах и над воротами появились башни с лёгкими ажурными силуэтами, над восточными воротами — высокая трёхъярусная колокольня. Трёхъярусная, довольно простая по архитектуре и с лаконичной отделкой, колокольня несколько теряется на фоне храмов монастыря.

В монастырском дворе были построены двухэтажные братские кельи и настоятельский корпус.

В 1794—1802 годах на средства графа Николая Шереметева был возведен Димитриевский собор. Этот храм в стиле классицизма проектировали московский архитектор Назаров и крепостные зодчие Душкин и Миронов.

Шереметев желал создать храм, достойный мощей святителя Димитрия Ростовского, которые, как рассчитывал граф, будут перенесены сюда сразу после окончания строительства. Однако высшее духовенство Ярославское епархии, приняв во внимание волю самого Димитрия, не благословило перенесение мощей из Зачатьевского собора в Димитриевский. Граф Николай Шереметев был крупнейшим благотворителем за всю историю обители: помимо строительства собора, он жаловал монастырю облачения, золотую и серебряную церковную утварь. Димитриевский храм построен как холодный; отапливались лишь приделы, где службы совершались круглогодично.

Храм украшен лепниной работы Ивана Фохта и Г.Замараева. Главное скульптурное изображение храма — «Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского» — находится на фронтоне северной стороны.

В 1836 году на месте старого Иаковлевского придела Зачатьевского собора был выстроен храм св.Иакова Ростовского. Строительство церкви было осуществлено при активном участии архимандрита Иннокентия на средства благотворительницы монастыря — графини А.А.Орловой-Чесменской. Храм пристроен вплотную к Зачатьевскому собору и имеет с ним общую паперть, построенную в 1836 году. Яковлевская церковь была тёплой, отапливалась круглый год (в отличие от летнего Димитриевского и нерегулярно отапливаемого в 19 веке Зачатьевского соборов).

В 1836 году Святйший Синод утвердил новое официальное наименование обители — Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь. В монастырь приезжали на богомолье Екатерина II, Александр I, Николай I, Александр II, Николай II. В монастыре сохранялось огромное собрание книг и рукописей, ценный архив нот, исторических документов. В 1888 году монастырь возвращается в епархиальное ведомство и становится резиденцией викарных епископов. 

В начале 20 века были освящены новые храмы внутри уже существовавших к тому времени построек. В Иаковлевской церкви в 1912 году открыт пещерный храм в честь Воскресения Христова, а в 1916 году — придел в честь Ватопедской иконы Божией Матери. В 1909 году в юго-западной башне открыт храм в честь Толгской иконы Божией Матери  — домовая церковь настоятеля монастыря. Из этой церкви по лестнице можно было подняться на смотровую площадку башни, откуда открывалась панорама города.

В 1918 году с приходом советской власти монастырская территория потеряла свою неприкосновенность. Жилые и хозяйственные строения монастыря были национализированы и перешли в ведение Ростовского совета депутатов. В 1919 году часть комнат монастырских келейных корпусов заняли “пролетарские квартиры”. В монастырской гостинице разместился “советский лазарет”, а в соседнем монастырском флигеле проживали лазаретные служащие и беженцы. Монастырские помещения были приспособлены и для других “общеполезных учреждений”. В 1919 году монастырь как памятник древнерусского искусства со всеми находящимися в нем зданиями, а также предметами церковной утвари, передан в ведение Музейного отдела Наркомпроса. Сохранились свидетельства, что в начале 1920-х годов на территории Спасо-Яковлевского монастыря находились тюрьма, концлагерь и колония.

В 1920-е годы Спасо-Яковлевский монастырь, фактически, оставался действующим, хотя и существовал в виде церковно-монастырской общины. В двух монастырских храмах – теплом Яковлевском и холодном Димитриевском, богослужение продолжало совершаться до конца двадцатых годов. Закрытие монастырских храмов в 1929 году означало окончательное упразднение Спасо-Яковлевского монастыря.

Яковлевскому монастырю повезло, поскольку его архитектурный ансамбль практически полностью уцелел. Были сохранены все храмы и жилые постройки, часть хозяйственных сооружений и ограда. По всей видимости, этому отчасти способствовало использование массивных монастырских церквей в качестве военных и торговых складов, и приспособление келейных корпусов − двухэтажных, каменных и удобных − под жилье для горожан. В середине 1980-х годов ансамбль Яковлевского монастыря, за исключением жилых сооружений, был передан Ростовскому музею. Бывшая обитель официально открылась для посещения экскурсантов. За это время территория внутри монастырской ограды и помещения храмов по мере возможности, приводились в порядок. Однако, монастырь недолго оставался музейным филиалом. В 1991 году он был возвращен православной церкви и вновь стал действующим.

В 1996 году над источником сооружена небольшая деревянная часовня. Целебные свойства этого источника, расположенного в святом месте, были издавна известны местным жителям.

Источники - Wikipediaсайт Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря, В.Г.Глушкова "Золотое кольцо России"

Где побывать и что посмотреть в Ярославской области

Где побывать и что посмотреть в Ростове

Категория: Ярославская область | Добавил: Лайфка (31.12.2018)
Просмотров: 799 | Рейтинг: 0.0/0

Копирование материалов сайта без активной обратной ссылки запрещено ©Laifka 2024