Музей Военно-воздушных сил
Московская обл., Щелковский р-н, пос.Монино, ул.Музейная, д.1
В последнее время на телевидении очень много репортажей об этом музее. И все дело в том, что коллекцию авиационной техники решили перевезти в Кубинку в строящийся военно-патриотический парк "Патриот". Есть серьезные опасения, что при транспортировке и демонтаже нелетающих самолетов многое из уникальной техники будет утрачено.
Музей создан на земле, исторические корни которой уходят в двадцатые годы прошлого столетия. Здесь была создана одна из первых авиационных баз. На ней в 1932 году базировались тяжелые бомбардировщики Туполева. В годы Великой Отечественной войны здесь ремонтировались и отправлялись на фронт самолеты Ил-4.
В 1958 году на базе ремонтных мастерских военного аэродрома в Монино создали первый и единственный в России музей подлинной техники - Центральный музей Военно-воздушных сил. Его основу составила коллекция натуральных экспонатов: самолетов, вертолетов, моторов, вооружения, различных средств спасения, которые отражают историю развития русской и советской авиации от 1909 года до наших дней.
Музей насчитывает 71 уникальный экспонат, каждый из которого имеет сертификат памятников науки и техники. Среди них паровая машина, махолет "Татлина", самолеты "Сопвич", "Вуазен", "Илья Муромец", легендарный Ла-7, на котором воевал трижды Герой Советского Союза И.Н.Кожедуб и многие другие.
Экспозиция музея расположена в основном здании музея, ангарах и под открытым небом.
Экспозиция основного здания музея.
Летатлин. Махолет В.Е.Татлина. Махолет (орнитоптер) является единственным в мире сохранившимся подлинным экземпляром летательного аппарата с машущими крыльями, использующего в качестве двигателя мускульную силу человека. Его проектированием и сборкой В.Е.Татлин занимался в течение 1929-1932 гг. Чертежи конструкции аппарата напоминали чертежи Леонардо да Винчи.
Фарман-IV. Учебный самолет.
Макет планера А.Н.Туполева. Планер построен Туполевым в студенческие годы, на нем будущий конструктор в 1909 году совершил перелет через Яузу.
И-16. Первый поступивший на вооружение Советских ВВС скоростной истребитель-моноплан. С убирающимися шасси. Впервые позади летчика поставлена бронеспинка. В Великую Отечественную войну 29-й истребительный авиационный полк в декабре 1941 года первым получил звание "Гвардейский", сражаясь на самолетах И-16.
Экспозиция зала-ангара №6. Самолеты Великой Отечественной войны.
Як-9у. Фронтовой истребитель. Самолеты Як-9 впервые приняли участие в боевых действиях осенью 1942 года под Сталинградом. На Як-9 воевали французские летчики полка "Нормандия-Неман" и польские полки "Варшава".
Ил-2. Бронированный штурмовик.
Ла-7. Фронтовой истребитель.
Ил-10М. Бронированный штурмовик.
По-2 (до 1944 года - У-2). Ночной легкий бомбардировщик. Самолеты По-2 находили широкое применение: учебные, санитарные, связи, транспортные, ночные легкие бомбардировщики, а также корректировщики и разведчики. Во время войны было много авиационных полков, вооруженных самолетами По-2, в том числе один женский.
МиГ-3. Фронтовой истребитель.
Р-5. Самолет-разведчик. Р-5 принимали участие в боевых действиях на Халхин-Голе, в Испании, советско-финляндской и в Великой Отечественной войнах. Участвовал в спасении экспедиции парохода "Челюскин". Нашел применение как разведчик, бомбардировщик, штурмовик, торпедоносец, транспортный и пассажирский самолет.
И-16. Истребитель.
И-15бис (модификация самолета И-15). Истребитель. Самолеты И-15 и И-15бис принимали участие в боевых действиях в Испании, в Китае, на Халхин-Голе, в Советско-Финляндский и в Великой Отечественной войнах.
Уличная экспозиция.
В-12 (Ми-12). Тяжелый транспортный вертолет. На вертолете установлен рекорд грузоподъемности 40 тонн на высоту 2250 метров.
Фронтовой бомбардировщик Су-24М
Су-27. Многоцелевой истребитель.
Т6-1. Экспериментальный самолет.
Су-11. Истребитель-перехватчик.
Су-17М3. Истребитель-бомбардировщик.
Американский бомбардировщик North American B-25 Mitchell
Су-25. Штурмовик.
Дальнемагистральный пассажирский самолёт Ил-62
Бе-12. Противолодочный самолет-амфибия.
Военно-транспортный самолёт Ил-76М
Ан-22 "Антей". Тяжелый военно-транспортный самолет.
Бомбардировщик Ту-95МС
Многоцелевой вертолёт Ми-2
Ми-26. Тяжелый транспортный вертолет. Ми-26 принимал участие в тушении пожаров, ликвидации последствий на чернобыльской АЭС.
Ми-6АЯ. Воздушный пункт управления. Транспортная кабина вертолета оборудована узлом связи и салоном для работников штаба. Служит для управления войсками.
Многоцелевой вертолёт Ми-2СХ
Противопожарный вертолёт Ми-6ПЖ
Вертолёт корабельного базирования Ка-25ПЛ
Военно-транспортный вертолёт Ми-10 и многоцелевой вертолёт Ми-8Т
Транспортно-боевой вертолёт Ми-24В
Многоцелевой вертолёт Ми-4А и тяжёлый военно-транспортный вертолёт Ми-6
Вертолёт Як-24
Як-36. Экспериментальный самолет вертикального взлета и посадки. Самолет имеет поворотные сопла, систему струйного реактивного управления, автоматическое управление полетом на околонулевых режимах.
Як-28. Фронтовой бомбардировщик. Первый советский серийный сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик.
Самолёт-разведчик Як-25РВ
Сверхзвуковой ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец Т-4
3М. Реактивный стратегический бомбардировщик.
Пассажирский самолёт Бе-32
Польский реактивный сельскохозяйственный самолёт М-15 «Бельфегор»
Пассажирский самолёт Ан-14А «Пчёлка»
Дальний бомбардировщик Ту-16К
Ту-22М. Сверхзвуковой дальний бомбардировщик.
Ту-4. Дальний тяжелый бомбардировщик. Разработан на основе американского бомбардировщика В-29. Первый в Советском Союзе носитель ядерного оружия.
Зал-ангар №8. Уникальные летательные аппараты.
Дископлан. Экспериментальный планер с круглым крылом. Предназначен для исследования условий планирующего спуска на землю с использованием эффекта "воздушной подушки" для безопасного приземления.
Вуазен. Разведчик-бомбардировщик. Базовая схема самолета - биплан с хвостовым оперением, передней кабиной и толкающим воздушным винтом. Состоял на вооружении авиации в годы Первой мировой и гражданской войн.
Илья Муромец. Тяжелый бомбардировщик.
Режим работы сильно отличается от того, что указан на сайте. В предпраздничные дни музей работает с 9 до 16. Касса прекращает работу за час до закрытия музея.
Стоимость: взрослый билет - 150 руб, детский - 60 руб. Билеты сохраняйте до конца осмотра, в ангарах и на открытой площадке билеты проверяются.
Источник - газета "Монинский вестник"
Где побывать и что посмотреть в Подмосковье
Где побывать и что посмотреть в Щелково и Щелковском районе
|