Исторический музей
г.Москва, Красная пл., д.1
Музей был задуман и создан с целью наглядной иллюстрации истории России от древнейших времен до современности. Здание музея было построено к 1881 году в формах русской архитектуры 16 века и сегодня охраняется государством как историко-архитектурный памятник.
Интерьеры музея соответствуют определенным историческим эпохам, повторяют росписи знаменитых церквей и княжеских дворцов и являются самостоятельными произведениями искусства. В музее 39 залов, в коллекции насчитывается огромное количество экспонатов. В музее также проводятся выставки.
Знакомство с экспозицией начинается в величественных Парадных сенях - одном из красивейших помещений музея, на сводах которого изображено "Родословное древо государей Российских" с портретами великих русских князей и императоров. Картина копирует фреску Новоспасского монастыря.
После сеней попадаем в Византийские залы. Зал "А" построен как византийский храм, для декора залов "Б" и "В" использованы копии античных построек.
Второй этаж занимают экспозиции, посвященные периоду от древнейших времен до Петра I. Экспозиция знакомит с предметами каменного века, эпохи палеолита, неолита, быта Древней Руси, инструментами и вооружением, используемым иноземными захватчиками.
Залы 1 и 2 посвящены памятникам каменного периода.
Залы 3-5 посвящены памятникам металлического периода.
Пятый зал декорирован в скифском стиле, для которого характерно обилие зверей.
Дольмен "Колихо", III-II тыс. до н.э., п.Агуй-Шапсуг, Туапсинский р-н, Краснодарский край.
Приблизительно между 1800 и 1300 гг. до н.э. в этом дольмене были погребены останки более 70 человек. Памятник сильно пострадал при наводнении в 2007 году. В 2009 году был перевезен в Исторический музей.
"Оленные" камни - изваяния с рельефными изображениями. VII в. до н.э., Прикубанье.
Изображения оленей всегда присутствовали на таких изваяниях, благодаря чему камни получили такое название.
Предметы Кобанской культуры. Северный Кавказ, II тыс. до н.э.-IV в до н.э.
Зал. 6 посвящен скифским и сарматским древностям.
Архитектурные формы этого небольшого зала с характерным ступенчатым сводом воспроизводят внутреннее пространство гробницы Куль-Оба IV в. до н.э., открытой в 1830 г. в Керчи.
Саркофаг. Мрамор, III-IV вв. до н.э., Краснодарский край.
Зал 7 - Первый киевский. Здесь представлены памятники от 988 до 1054 г., от времени принятия Христианства до смерти Ярослава Мудрого.
В отделке зала использован ряд элементов художественного убранства Софийского собора 1037 года в Киеве.
Зал 8 - Второй Киевский. Здесь представлены памятники от 1054 до 1125 г., до кончины Владимира Мономаха.
Источниками для оформления зала послужили орнаментальные мотивы с миниатюр из двух древнерусских литературных памятников - "Остромирова Евангелия" 1057 г. и "Изборника" Святослава 1073 г.
Идол с изображением славянского божества.
Зал 9 - памятники Новгорода и Пскова.
В оформлении зала использованы копии с выдающихся памятников зодчества, монументальной живописи и иконописи Великого Новгорода. Для украшения этого зала была приглашена артель палехских мастеров.
Зал 10 - Владимирский.
Источником богатого архитектурного и живописного убранства зала стали выдающиеся памятники древнего Владимира. Все рельефы являются слепками с белокаменной резьбы Дмиитриевского собора. Росписи и мозаичные полы используют орнаменты фресок 12 и 15 вв. из Успенского собора.
Зал 11. Суздальский.
Свод зала расписан растительными орнаментами из Успенского собора во Владимире. Стены покрыты слепками, снятыми с белокаменной резьбы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Большая часть рельефов посвящена теме прославления Владимиро-Суздальского княжеского дома. Нижние части стен покрыты резным орнаментом, символизирующим Древо жизни.
Зал 12 - памятники Ростова Великого и Ярославля.
Цилиндрический свод зала украшен орнаментальной росписью, выполненной по мотивам стенописи храмов Ростовского кремля.
Зал 13 - памятники Московской области 14-15 вв.
В основу оформления зала легли детали, скопированные с памятников раннего московского зодчества: копии с порталов и резьбы церкви Успенского собора на Городке в Звенигороде; одна из дверей в Успенском соборе Московского Кремля. Особую парадность интерьеру придает роспись на своде и в оконных простенках, в композицию которой включены орнаментальные мотивы со знаменитой "Шапки Мономаха"
Зал 14 - памятники Западной Руси и Литвы.
Зал оформлен слепками с белокаменной резьбы Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря.
Зал 15 - правление великого князя Иоанна III.
Мозаичные полы сделаны по образцам полов в храмах Византии. Потолок и арочные порталы напоминают об итальянской архитектуре конца 15 в.
Зал 16 - правление Великого князя Василия III.
Мозаичные полы, как и в предыдущем зале, сделаны по образцам полов в храмах Византии. Декоративные элементы скопированы с Теремного дворца Московского Кремля.
Залы 17-19 - правление Ивана Грозного.
Декоративное убранство зала 18 богато и разнообразно. Свод украшен узором вьющегося стебля с бутонами, цветами и плодами. Рисунок напоминает скань русских ювелирных изделий. Растительные орнаменты использованы и в остальной росписи. В оформлении зала использованы и мотивы храма Василия Блаженного.
Зал 20 - правление царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова.
Арочный портал расписан по зеленому фону крупным растительным орнаментом. Он повторяет формы наличника Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. На своде зала - яркая декоративная роспись, созданная по мотивам привозных итальянских и восточных бархатов и аксамитов.
Глобус Блау - медный глобус на круглой деревянной подставке, высотой более 2-х метров, изготовленный в начале 1690-х гг. наследниками известного амстердамского картографа Виллема Блау для шведского короля Карла ХI. После того, как Карл XII отказался выкупить глобус в связи с расходами на ведение Северной войны, этот редкий предмет привлек внимание русского агента в Амстердаме. В 1710 году глобус был приобретен Петром I и установлен в Лефортовском дворце. Год спустя он был перевезен в колокольню Ивана Великого, где вместе с ботиком Петра I предстал перед глазами московской публики. В 1733 году глобус был перемещен в Сухареву башню, где по нему учили географию в Навигацкой школе. В 1752 году глобус был перевезен в петербургскую Кунсткамеру. В течение 19 века глобус Блау являлся экспонатом Румянцевского музея, откуда в 1912 году попал в Исторический музей.
Зал 21 - смутное время.
Золотистый орнамент свода напоминает восточную парчу и итальянские бархаты. Дверной проход обрамляет расписанный крупными цветами и травами портал с аркой. Портал скопирован с Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.
Третий этаж - эпоха от Петра I до начала 20 века.
Возок Петра I. Россия, начало 18 в.
Сани маскарадные. Россия, 18 в.
С эпохи петровских преобразований в жизнь русского общества вошли разнообразные торжественные шествия. В великолепных маскарадных процессиях участвовали более полусотни саней и экипажей придворных.
Скульптурная композиция "Присоединение Таврии к России". Майсенская фарфоровая мануфактура, 1783-1786 гг.
Композиция заказана по поручению Екатерины II по случаю присоединения Крыма к России.
Ошейник с чугунной звездой с надписью "За пьянство". Россия, 18 в.
Такой "медалью" весом 4,1 кг "награждались" рабочие демидовских заводов.
Карета детская. Москва, 19 в.
Карета принадлежала детям Александра II.
Керамическое убранство столовой в русском стиле из особняка М.С.Кузнецова в Москве: настенные панно, фрагмент печи со скульптурой павлина, ваза с фигурами драконов от камина, потолочные изразцы.
Ваза декоративная в русском стиле. Завод "Товарищества М.С.Кузнецова", 19 в.
Ваза-яйцо "Времена года". Конец 18 в.
В 1803 году на корабле "Нева", совершавшего кругосветное плавание, находилась дипломатическая миссия во главе с посланником Н.П.Резановым, цель которого - получить разрешение на торговлю с Японией. Ваза была включена в список подарков, предназначенных для японского императора. Переговоры с японскими властями закончились неудачей, так как в Японии с 1638 года действовал закон, гласивший: "Доколе солнце освещает мир, никто не смеет приставать к берегам Японии, хотя бы он был посол". Таким образом, подарки не были приняты и возвратились в Россию.
Источник - сайт Исторического музея.
Музеи
Тверской район |