Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск





Суббота, 27.04.2024, 15:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Время странствий
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Москва » Музеи-усадьбы, музеи-заповедники

Музей-усадьба Люблино

Музей - усадьба Люблино

г.Москва, ул.Летняя, д.1

По первым сведениям конца 16-начала 17 вв. эта местность называлась пустошью Юркино на реке Голеди. В 80-е годы 17 века местность носила название Годуново по фамилии владельца, Григория Петровича Годунова. Село унаследовала его дочь, Аграфена Григорьевна, позже ставшая супругой князя Владимира Никитича Прозоровского, бывшего адъютантом фельдмаршала князя М.М.Голицына. Со временем Годуново перешло к их сыну, князю Петру Владимировичу Прозоровскому. Когда имение унаследовал князь Владимир Петрович Прозоровский, оно уже носило название Люблино (с ударением на последний слог). В те времена как раз существовала мода на такие романтические, пасторальные названия.

В 1790-х годах имение ушло из рода Прозоровских. Сначала оно перешло к графине М.Г.Разумовской, а после его приобрела княгиня Анна Андреевна Урусова. При ней в Люблино была построена усадьба, где жил и ее муж князь А.В.Урусов.

Около 1800 года Люблино было приобретено богатым помещиком Николаем Алексеевичем Дурасовым. Свое огромное состояние Дурасов получил от матери Аграфены Ивановны Мясниковой - наследницы уральских заводчиков Твердышевых-Мясниковых. Таким образом, Дурасов был одним из богатейших людей своего времени. Благодаря своим обширным родственным связям с Пашковыми, Козицкими, Толстыми и другими знатными фамилиями Николай Алексеевич принадлежал к кругу родовой аристократии.

Усадьба в Люблино задумывалась Дурасовым как модная по тому времени подмосковная увеселительная усадьба. Согласно последним исследованиям, ее проектировали и строили в стиле зрелого классицизма в 1801-1806 гг. известные московские архитекторы Родион Казаков и Иван Еготов, также спроектировавшие соседнюю усадьбу Кузьминки

Господский дом и другие сооружения были возведены из кирпича в отличие от сооружений большинства подмосковных имений. Гости въезжали в усадьбу по мосту, перекинутому через пруд (мост не сохранился).

Дурасов любил различные шутки и розыгрыши. Когда гости подъезжали по мосту к усадьбе, Дурасов приветствовал их, сидя в лодке, и уже через несколько минут встречал у парадного входа во дворец. Это породило легенду, что у Дурасова из пруда во дворец ведет подземный ход.

Главный дом необычной постройки - трехэтажное купольное центрическое здание павильонного типа. Сочетание в плане равноконечного креста и круга являет собой оригинальное решение, которому трудно найти аналоги среди русских усадебных построек. Главный дом выстроен в форме креста - центральный зал-ротонду окружают четыре симметричных зала, вписанных в круг - открытую колоннаду. 

Главная отличительная черта классицизма - подражание античности, древнеримским и древнегреческим постройкам. В данном случае усадебный дом был посвящен богу Аполлону, скульптура которого венчала купол дома. 

Посвящение дворца Аполлону - богу солнечного света и покровителя искусств - обуславливает солярную (солнечную) символику внутренних помещений. Первый этаж занимали парадные залы дворца, на втором этаже располагались помещения для прислуги, хозяйственные комнаты, третий этаж - бельведер, откуда открывался прекрасный вид на окрестности.

Декоративное решение пространства Парадной столовой дворца и цвет ее росписи соответствуют теме утра. Центральный Круглый зал, задуманный хозяином и архитекторами как античный атриум, был своего рода домашним храмом - символом родовых традиций, хранителем старины.

Известно, что во время Отечественной войны 1812 года дворец и усадьба Люблино не пострадали от нашествия французов, а Н.А.Дурасов принял активное участие в народном ополчении. В честь этих событий некоторые росписи Круглого зала могли быть выполнены после войны и Заграничных походов русской армии.

Изысканным украшением зала служит модный в то время бутафорский прием - имитация объемных барельефов. Над каждой из четырех дверей Круглого зала представлены античные сюжеты. Рисунок паркета выполнен в виде античного орнамента "меандр", символизирующего движение солнца. На потолке - роспись "Туалет (Триумф) Венеры", имитирующая открытый купол.  

Мраморный бальный зал обозначал день. Стены и изящные полуколонны покрыты искусственным мрамором в модной технике "стукко". Зал богато украшен барельефами с изображениями богов и героев Олимпа.

Композиция "Пир Вакха на острове Наксос". 

Колонный зал, или Розовая гостиная благодаря своему расположению в северо-западном крыле, розовато-серебристым тонам стен и колонн соответствует вечеру. В этом зале проводятся концерты, как раз расставлены стулья для зрителей.

Помимо интерьеров во дворце можно увидеть экспозицию повседневной жизни и увлечений владельцев загородных усадеб 19-начала 20 веков. Мебель и живопись, графика и фарфор, бронза и бисерное шитье, костюмы и модные аксессуары - подлинные предметы эпохи "золотого века" русского дворянства.

Пруд, называвшийся в то время Голедянским, использовался Дурасовым для разведения форели и стерляди.

Ансамбль дурасовских времен, помимо главного дома, включал сохранившийся театр, дом для актеров, театральную школу, оранжерею и конный двор. До нашего времени сохранились почти все исторические здания усадьбы, правда, перестроенные в 20-м столетии. 

Крепостной театр Дурасова славился на всю Москву и наряду с Шереметевским был известен на всю Россию. Театр Дурасова был оснащен по последнему слову моды и техники. В труппе и оркестре было около сотни крепостных артистов, обученных в собственной театральной школе. А в случае необходимости, для участия в массовых сценах привлекались и обычные крестьяне.

Как правило представления устраивались два раза в неделю. В репертуаре театра были и пьесы, и балет, и опера. В начале 19 века представления в театре длились до 8 часов. За это время показывалось несколько произведений разного содержания, которые разделялись антрактами. В один день на сцене театра давали и комедии, и драмы, и водевили, и балеты, и оперы.

Здание Театральной школы было построено как двухэтажное здание, состоявшее из двух совершенно одинаковых флигелей. Крепостные актеры занимались с иностранными учителями музыкой, вокалом, хореографией, кроме того актеры изучали иностранные языки, так как зачастую представления давались на иностранных языках. Необходимо было знать и историю костюма. Образование крепостных актеров в начале 19 века приравнивалось к дворянскому.

В советские годы Театральная школа была сильно перестроена, ее флигели объединили двухэтажным корпусом, в котором открыли школу. В 2010 году началось воссоздание памятника и здание приобрело исторический вид.

Жилой дом актеров. В доме жили крепостные актеры и управляющий усадебным театром.

Когда-то огромная оранжерея предназначалась для выращивания фруктовых и декоративных растений, а также для приемов гостей в зимнее время. Во второй половине 19 века крупнейшая в Москве оранжерея Дурасова была перестроена под жилье. В 1920-х годах здание сгорело и было воссоздано в 1985 году.

Пансион для дворянских детей предназначался для воспитания детей из обедневших и лишившихся кормильца семей. В 1866 году на втором этаже бывшего пансиона два летних месяца жил писатель Ф.М.Достоевский. Здесь он работал над романами "Преступление и наказание", "Игрок", задумал повесть "Вечный муж".

Конный двор включал конюшню, каретный сарай и другие постройки.

Театр посещала московская элита и иностранцы, приехавшие в Москву. В 1818 году усадьбу и театр посетила вдовствующая императрица Мария Федоровна, супруга Павла I.

После смерти Дурасова устройство праздников прекращается, прекращает работать и крепостной театр.  Имение перешло к сестре Дурасова Аграфене, которая жила в подмосковной усадьбе Горки. В середине 19 века имением владели ее дочь Агриппина Михайловна с мужем, генералом Александром Писаревым. При Писаревых характер жизни усадьбы изменился: сюда съезжались представители интеллектуальной элиты Москвы, чтобы поделиться творческими успехами, наладить контакты, побеседовать. После смерти мужа Агриппина Михайловна продала Люблино богачу Н.П.Воейкову.

Во второй половине 19 века новый владелец усадьбы Н.К.Голофтеев  выстроил на берегу пруда дачи, сдававшиеся в наем. Помимо дач ансамбль Люблина дополнила гармонировавшая с ними деревянная одноглавая церковь Петра и Павла. Голофтеевы приобрели ее на Политехнической выставке  в 1872 году и поставили восточнее господского дома. В 1927 году церковь была перенесена в село Рыжево Егорьевского района Московской области и заново освящена во имя Введения Богоматери.

В 1904 году сильный московский ураган нанес большой урон усадебным постройкам. Статуя Аполлона на куполе дворца была повреждена и вместо нее установили новую скульптуру Геркуланянки в античной одежде. Однако Голофтеевы довольно быстро отремонтировали постройки. 

В 1918 году усадьба была национализирована и использовалась под школу, отделение милиции, дом культуры, в годы войны - под жилье. Во время Великой Отечественной войны усадьба не пострадала. В 1948 году усадьбу передали Гидрофизическому институту АН СССР. В 1952 году главный дом был восстановлен, туда и переехал институт. ОКБ института океанологии по сей день занимает корпуса к востоку от главного дома. В 1990 годы главный дом был передан в частные руки, после чего потребовалась масштабная реставрация, завершенная в 2005 году.

В 2005-2007 гг. территория исторической усадьбы, главный дом и здание театральной школы вошли в состав Объединенного музея-заповедника и стали объектами музейного показа. В остальных исторических зданиях-памятниках размещаются сторонние организации.

Фото 2015-2016 гг.

Источник - Wikipedia, сайт объединенного музея-заповедника.

Музеи-усадьбы, музеи-заповедники

Район Люблино

Категория: Музеи-усадьбы, музеи-заповедники | Добавил: Лайфка (24.10.2016)
Просмотров: 1360 | Теги: Люблино, Москва, усадьба | Рейтинг: 0.0/0

Копирование материалов сайта без активной обратной ссылки запрещено ©Laifka 2024