Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск





Пятница, 26.04.2024, 22:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Время странствий
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Москва » Соборы, храмы

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля

г.Москва, Московский Кремль

В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые деревянные укрепления, окруженные рвом. Вокруг стен был насыпан земляной вал для большей надежности. Вал был укреплен дубовыми брусьями. Для тех времен это была типичная средняя русская крепость. С 1264 года Кремль являлся резиденцией московских удельных князей.

В 1326 году митрополитом Петром и московским князем Иваном Калитой на месте прежнего деревянного храма был заложен одноглавый белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Это был первый каменный храм Москвы. С 1326 года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор стал служить усыпальницей русских митрополитов, а с конца 16 века по 1700 год - русских патриархов. 

В 1471 году по инициативе и под руководством митрополита Филиппа митрополичьими зодчими Мышкиным и Кривцовым был заложен новый Успенский собор, так как старый, построенный Иваном Калитой, сильно обветшал. По замыслу его создателей, он должен был подражать архитектурным формам возведенного еще при Андрее Боголюбском Успенского собора во Владимире, но примерно на три метра в длину и в ширину превосходить его размерами. В 1473 году во время одного из частых в деревянной Москве пожаров, кольцом которого был охвачен весь Кремль, выгорел дотла двор митрополита, сам Филипп нашел спасение среди каменных стен недостроенного Успенского собора. У престарелого владыки сделался удар. Чувствуя приближение смерти, он просит великого князя Ивана III отпустить его в Богоявленский монастырь, где он и скончался через несколько часов спустя. Преемник Филиппа владыка Геронтий поначалу мало заботился о судьбе нового собора и первым делом принялся за восстановление погибшего в огне пожара митрополичьего двора.

В 1474 году доведенное до сводов здание рухнуло при землетрясении. Обрушение собора дает шанс Ивану III захватить строительство собора в свои руки и связать создание кремлевской святыни со своим именем. Приглашенные из Пскова опытные мастера каменных дел обследовали руины и объявили, что постройка обрушилась из-за "неклеевитости" извести, приготовлявшейся московскими мастерами с переизбытком песка. Однако дальнейшее возведение Успенского собора было поручено не псковским мастерам. Впоследствии они были привлечены к строительным работам в Московском Кремле и создали здесь великолепный Благовещенский собор. Строителя главного городского собора было решено поискать в чужих землях, а митрополит Геронтий был отстранен от строительства.

В 1475 году для строительства Успенского собора был приглашен итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, прославившийся на всю Италию перемещением 25 метровой колокольни Санта Мария Маджоне. "Мастер Аристотель, который двигает башни", "удивительный гений, не имеющий равного во всем мире" - так писали о нем современники. Проезжая через русские города, Аристотель имел возможность составить себе достаточно полное представление о русском каменном зодчестве, осуществить обмеры храмов, сделать зарисовки. Местная архитектурная традиция предстала пред зодчим во всем разнообразии своих вариантов. Древняя величественная София и небольшие монолитные посадские храмы Новгорода и Пскова, соборная церковь Спаса в Твери и храмы московского княжества - небольшие, белокаменные, с покрытыми русской узорной резьбой архитравами, с окошками, кокошниками и порталами, имевшими стрельчатое завершение. Все они отличались размерами, пропорциями, архитектурными деталями, но главным в них были несомненные признаки родства. 

Внешний облик будущего храма сложился лишь после знакомства зодчего с Успенским собором во Владимире - своего рода архитектурным эталоном для Московской Руси. В 1479 году Успенский собор был воздвигнут.

Архитектура собора необычна для русского зодчества. В нем органично соединены как традиционные черты, так и мотивы архитектуры итальянского Возрождения. Облик собора отличается строгой лаконичностью форм и, по словам летописца, выглядит "аки един камень". Собор увенчан пятью массивными главами. Фасады храма разделяются на равные части лопатками и завершаются полукружиями закомар. Стены украшены аркатурно-колончатым поясом. Пять невысоких апсид скрыты массивными пилонами. Над апсидами в трех люнетах помещены композиции Похвала Богоматери, Троица Новозаветная и София Премудрость Божия.

Южный, главный вход в собор предназначался для царских процессий. Входили в собор через медные врата, расписанные золотом. Над вратами - образ Владимирской Богоматери. В аркатурно-колончатом фризе размещены шесть фигур святителей. Обрамляет портал роспись на тему входа в храм.

Над северным порталом в аркатурно-колончатом фризе изображены шесть наиболее почитаемых русских святителей и основателей крупнейших обителей. Над фризом - композиция Собор апостолов. Ворота северного фасада служили входом для высшего духовенства.

Собор был украшен фресками по указу царя Михаила Федоровича артелью из 150 иконописцев. Всего было написано около 250 сюжетных композиций и свыше 2000 отдельных фигур. 

В интерьере собора использованы круглые столпы, которые делят пространство храма на 12 равновеликих квадратов. Храм перекрыт крестовыми сводами. В 1624 году русским мастером Дмитрием Сверчковым был выполнен шатер для хранения священных реликвий, представляющий образ кувуклии (часовни) над Гробом Господним в Иерусалиме. В 1913 году в шатер была поставлена рака с мощами святого патриарха Гермогена. Иконостас собора был создан в 1653 году по заказу патриарха Никона.

  

Патриаршее молельное место - древнее шатровое каменное сооружение, поставленное одновременно с постройкой собора в 1479 году. Митрополиты и патриархи молились здесь, когда сами не совершали богослужение. Около патриаршего места стоял посох основателя собора митрополита Петра. Его вручали всем архипастырям, поставляемым на митрополичью, а затем патриаршую кафедру.

Царское молельное место, или Мономахов трон, было устроено  в 1551 году. Шатровая сень напоминает по форме шапку Мономаха. Трон стоит на четырех опорах в виде зверей, которые символизируют четыре земные царства.

Царицыно молельное место было перенесено в Успенский собор из домовой церкви Рождества Богородицы на Сенях для первой жены царя Алексея Михайловича - Марии Милославской. Шатер над молельным местом венчают киоты с иконами, на которых представлены три сцены Рождества Христова, Богородицы и Иоанна Предтечи как напоминание о молитвах цариц о рождении наследников.

    

Всего в соборе 19 захоронений. Надгробные памятники русским иерархам располагаются вдоль стен по периметру храма.  

    

Венчание на царство, а позже коронация - главнейший обряд Российского государства совершался в соборе с конца 15 до конца 19 века. Венчал царя митрополит, а позднее патриарх. Впервые обряд венчания на великокняжеский престол был совершен в соборе в 1498 году, когда Иван III возложил древние регалии на своего внука Дмитрия. В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV с обрядом миропомазания.  В 1613 году был венчан на царство первый царь из династии Романовых Михаил Федорович. В 1896 году был коронован последний российский император Николай II. 

В соборе проводили парадные церемонии и обряды, имевшие государственное значение. Здесь совершались обряды бракосочетания государей: Василий III обвенчался с Еленой Глинской, Иван Грозный - с Анастасией Романовой. Царь Алексей Михайлович крестил в соборе своих детей. Здесь же объявляли наследника престола, когда ему исполнялось 10 лет. В 1744 году Екатерина II приняла в соборе православие и обручилась с будущим государем Петром III.

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и Всея Руси.

Успенский собор. Миниатюра "Книги об избрании на царство Михаила Федоровича". 17 в.

В 1612 году собор был разорен во время польско-литовской интервенции. В 1812 году собор пострадал во время Отечественной войны. В советское время в соборе богослужения были прекращены, а собор превращен в музей. В 1990 году богослужения были возобновлены.

Источник - WikipediaMos-Holidays.ru; "Встречи с историей": научно-популярные очерки, вып.2, 1988; информационные брошюры Музеев Московского Кремля.

Соборы, храмы

Тверской район

Категория: Соборы, храмы | Добавил: Лайфка (19.05.2018)
Просмотров: 662 | Рейтинг: 0.0/0

Копирование материалов сайта без активной обратной ссылки запрещено ©Laifka 2024