Исторический музей
г.Москва, Красная пл., д.1
![](https://images.vfl.ru/ii/1674113263/4682f061/38700151.jpg)
Музей был задуман и создан с целью наглядной иллюстрации истории России от древнейших времен до современности. Здание музея было построено к 1881 году в формах русской архитектуры 16 века и сегодня охраняется государством как историко-архитектурный памятник.
Интерьеры музея соответствуют определенным историческим эпохам, повторяют росписи знаменитых церквей и княжеских дворцов и являются самостоятельными произведениями искусства. В музее 39 залов, в коллекции насчитывается огромное количество экспонатов. В музее также проводятся выставки.
Знакомство с экспозицией начинается в величественных Парадных сенях - одном из красивейших помещений музея, на сводах которого изображено "Родословное древо государей Российских" с портретами великих русских князей и императоров. Картина копирует фреску Новоспасского монастыря.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425954/9d6a900f/38500179.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1523823501/1727eb50/21386648.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425388/6269893f/38500146.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1523823501/e220c676/21386647.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425396/574966cf/38500166.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425954/2fb321d8/38500178.jpg)
После сеней попадаем в Византийские залы. Зал "А" построен как византийский храм, для декора залов "Б" и "В" использованы копии античных построек.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425957/d8069aca/38500187.jpg)
Второй этаж занимают экспозиции, посвященные периоду от древнейших времен до Петра I. Экспозиция знакомит с предметами каменного века, эпохи палеолита, неолита, быта Древней Руси, инструментами и вооружением, используемым иноземными захватчиками.
Залы 1 и 2 посвящены памятникам каменного периода.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425954/c82e0359/38500180.jpg)
Залы 3-5 посвящены памятникам металлического периода.
Пятый зал декорирован в скифском стиле, для которого характерно обилие зверей.
Дольмен "Колихо", III-II тыс. до н.э., п.Агуй-Шапсуг, Туапсинский р-н, Краснодарский край.
Приблизительно между 1800 и 1300 гг. до н.э. в этом дольмене были погребены останки более 70 человек. Памятник сильно пострадал при наводнении в 2007 году. В 2009 году был перевезен в Исторический музей.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425955/9a23efd6/38500181.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425388/01a9a116/38500145.jpg)
"Оленные" камни - изваяния с рельефными изображениями. VII в. до н.э., Прикубанье.
Изображения оленей всегда присутствовали на таких изваяниях, благодаря чему камни получили такое название.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425955/06a18da2/38500182.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425955/edb84f7c/38500183.jpg)
Предметы Кобанской культуры. Северный Кавказ, II тыс. до н.э.-IV в до н.э.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425956/fd365056/38500184.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425956/dec3ae98/38500185.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425956/0e780547/38500186.jpg)
Зал. 6 посвящен скифским и сарматским древностям.
Архитектурные формы этого небольшого зала с характерным ступенчатым сводом воспроизводят внутреннее пространство гробницы Куль-Оба IV в. до н.э., открытой в 1830 г. в Керчи.
Саркофаг. Мрамор, III-IV вв. до н.э., Краснодарский край.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425957/f616802a/38500188.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1523824617/8b81d0ee/21386878.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1523824618/ac1d0f74/21386880.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1523824618/ead3c45e/21386882.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1523824618/cd2f521b/21386883.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1523824618/0901cbcc/21386886.jpg)
Зал 7 - Первый киевский. Здесь представлены памятники от 988 до 1054 г., от времени принятия Христианства до смерти Ярослава Мудрого.
В отделке зала использован ряд элементов художественного убранства Софийского собора 1037 года в Киеве.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425957/fe030ab4/38500189.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1523905882/492c74f7/21398482.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1523905882/e12b19ba/21398483.jpg)
Зал 8 - Второй Киевский. Здесь представлены памятники от 1054 до 1125 г., до кончины Владимира Мономаха.
Источниками для оформления зала послужили орнаментальные мотивы с миниатюр из двух древнерусских литературных памятников - "Остромирова Евангелия" 1057 г. и "Изборника" Святослава 1073 г.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425958/23c29665/38500190.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425958/c0c24198/38500191.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1523905882/019cff04/21398485.jpg)
Идол с изображением славянского божества.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425958/c5fa4785/38500192.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1523905883/3ce47b0f/21398488.jpg)
Зал 9 - памятники Новгорода и Пскова.
В оформлении зала использованы копии с выдающихся памятников зодчества, монументальной живописи и иконописи Великого Новгорода. Для украшения этого зала была приглашена артель палехских мастеров.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425959/825a503a/38500194.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425389/9df8356e/38500147.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425389/58abde88/38500148.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425959/dd6d5aed/38500193.jpg)
Зал 10 - Владимирский.
Источником богатого архитектурного и живописного убранства зала стали выдающиеся памятники древнего Владимира. Все рельефы являются слепками с белокаменной резьбы Дмиитриевского собора. Росписи и мозаичные полы используют орнаменты фресок 12 и 15 вв. из Успенского собора.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425959/fca0ef50/38500195.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1654344505/13401994/38431741.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425960/effb78cc/38500196.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425389/3a5bf201/38500149.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425390/44b8750a/38500150.jpg)
Зал 11. Суздальский.
Свод зала расписан растительными орнаментами из Успенского собора во Владимире. Стены покрыты слепками, снятыми с белокаменной резьбы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Большая часть рельефов посвящена теме прославления Владимиро-Суздальского княжеского дома. Нижние части стен покрыты резным орнаментом, символизирующим Древо жизни.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425960/8e7e0e1e/38500197.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425960/7d9ca71b/38500198.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425390/54105ca6/38500151.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425391/da8f3fb0/38500153.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425391/d323114a/38500154.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425391/a8c46df5/38500155.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425392/daaf25cf/38500156.jpg)
Зал 12 - памятники Ростова Великого и Ярославля.
Цилиндрический свод зала украшен орнаментальной росписью, выполненной по мотивам стенописи храмов Ростовского кремля.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425393/4a83ba0b/38500158.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425393/f5d7c83b/38500159.jpg)
Зал 13 - памятники Московской области 14-15 вв.
В основу оформления зала легли детали, скопированные с памятников раннего московского зодчества: копии с порталов и резьбы церкви Успенского собора на Городке в Звенигороде; одна из дверей в Успенском соборе Московского Кремля. Особую парадность интерьеру придает роспись на своде и в оконных простенках, в композицию которой включены орнаментальные мотивы со знаменитой "Шапки Мономаха"
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425961/d2b5d910/38500199.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1523907712/42ebb4b6/21398932.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425394/b5547421/38500162.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1523907713/9192189f/21398933.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425393/e73bbe90/38500160.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425394/d5720b70/38500161.jpg)
Зал 14 - памятники Западной Руси и Литвы.
Зал оформлен слепками с белокаменной резьбы Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425961/b0c9ae5d/38500200.jpg)
Зал 15 - правление великого князя Иоанна III.
Мозаичные полы сделаны по образцам полов в храмах Византии. Потолок и арочные порталы напоминают об итальянской архитектуре конца 15 в.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425961/84d372d9/38500201.jpg)
Зал 16 - правление Великого князя Василия III.
Мозаичные полы, как и в предыдущем зале, сделаны по образцам полов в храмах Византии. Декоративные элементы скопированы с Теремного дворца Московского Кремля.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425962/d07b58e2/38500203.jpg)
Залы 17-19 - правление Ивана Грозного.
Декоративное убранство зала 18 богато и разнообразно. Свод украшен узором вьющегося стебля с бутонами, цветами и плодами. Рисунок напоминает скань русских ювелирных изделий. Растительные орнаменты использованы и в остальной росписи. В оформлении зала использованы и мотивы храма Василия Блаженного.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425962/9244b49e/38500204.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658426437/f1358f39/38500206.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658426437/5a9d2fe4/38500207.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1523908075/3ef75944/21399081.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425395/6ebdb004/38500163.jpg)
Зал 20 - правление царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова.
Арочный портал расписан по зеленому фону крупным растительным орнаментом. Он повторяет формы наличника Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. На своде зала - яркая декоративная роспись, созданная по мотивам привозных итальянских и восточных бархатов и аксамитов.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658426439/f516c602/38500209.jpg)
Глобус Блау - медный глобус на круглой деревянной подставке, высотой более 2-х метров, изготовленный в начале 1690-х гг. наследниками известного амстердамского картографа Виллема Блау для шведского короля Карла ХI. После того, как Карл XII отказался выкупить глобус в связи с расходами на ведение Северной войны, этот редкий предмет привлек внимание русского агента в Амстердаме. В 1710 году глобус был приобретен Петром I и установлен в Лефортовском дворце. Год спустя он был перевезен в колокольню Ивана Великого, где вместе с ботиком Петра I предстал перед глазами московской публики. В 1733 году глобус был перемещен в Сухареву башню, где по нему учили географию в Навигацкой школе. В 1752 году глобус был перевезен в петербургскую Кунсткамеру. В течение 19 века глобус Блау являлся экспонатом Румянцевского музея, откуда в 1912 году попал в Исторический музей.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425396/5f91ad2d/38500164.jpg)
Зал 21 - смутное время.
Золотистый орнамент свода напоминает восточную парчу и итальянские бархаты. Дверной проход обрамляет расписанный крупными цветами и травами портал с аркой. Портал скопирован с Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425396/947b718d/38500165.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658426441/736a6118/38500210.jpg)
Третий этаж - эпоха от Петра I до начала 20 века.
Возок Петра I. Россия, начало 18 в.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658426441/41ee3775/38500211.jpg)
Сани маскарадные. Россия, 18 в.
С эпохи петровских преобразований в жизнь русского общества вошли разнообразные торжественные шествия. В великолепных маскарадных процессиях участвовали более полусотни саней и экипажей придворных.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425397/745a42c5/38500167.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658426442/ed2ee4fd/38500212.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425397/fe08d824/38500168.jpg)
Скульптурная композиция "Присоединение Таврии к России". Майсенская фарфоровая мануфактура, 1783-1786 гг.
Композиция заказана по поручению Екатерины II по случаю присоединения Крыма к России.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658426442/ef83259e/38500213.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425398/9f0d25f4/38500169.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658426442/7c61415a/38500214.jpg)
Ошейник с чугунной звездой с надписью "За пьянство". Россия, 18 в.
Такой "медалью" весом 4,1 кг "награждались" рабочие демидовских заводов.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658426443/fb036fea/38500215.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425398/ee731af9/38500170.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425398/b53977a3/38500171.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425952/68aefdcb/38500175.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425953/7b54c122/38500176.jpg)
Карета детская. Москва, 19 в.
Карета принадлежала детям Александра II.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658426443/497f9e7d/38500217.jpg)
Керамическое убранство столовой в русском стиле из особняка М.С.Кузнецова в Москве: настенные панно, фрагмент печи со скульптурой павлина, ваза с фигурами драконов от камина, потолочные изразцы.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658426444/56c2be86/38500218.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1523910229/3322c412/21399520.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1523910229/beb374e4/21399521.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1658426444/6f19007f/38500219.jpg)
Ваза декоративная в русском стиле. Завод "Товарищества М.С.Кузнецова", 19 в.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658426445/fd1abc26/38500220.jpg)
Ваза-яйцо "Времена года". Конец 18 в.
В 1803 году на корабле "Нева", совершавшего кругосветное плавание, находилась дипломатическая миссия во главе с посланником Н.П.Резановым, цель которого - получить разрешение на торговлю с Японией. Ваза была включена в список подарков, предназначенных для японского императора. Переговоры с японскими властями закончились неудачей, так как в Японии с 1638 года действовал закон, гласивший: "Доколе солнце освещает мир, никто не смеет приставать к берегам Японии, хотя бы он был посол". Таким образом, подарки не были приняты и возвратились в Россию.
![](https://images.vfl.ru/ii/1658425399/445e88db/38500172.jpg)
Источник - сайт Исторического музея.
![](/lineechka-stranicy_po_teme.jpg)
Музеи
Тверской район |