Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск





Суббота, 13.04.2024, 05:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Время странствий
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Москва » Музеи-усадьбы, музеи-заповедники

Дворец царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике "Коломенское"

Дворец царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике "Коломенское"

 

Дворец царя Алексея Михайловича - деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенском во второй половине 17 века. Это памятник искусства и быта самого яркого периода Московского царства, в которое уходит корнями современная Россия. Он представлял собой весьма сложную систему отдельных деревянных помещений (клетей), соединенных переходами. Важнейшими частями дворца были хоромы царя и царевичей, Столовая палата - они составляли мужскую половину. Хоромы царицы и царевен входили в женскую половину. Всего во дворце насчитывалось 27 теремов, некоторые из которых достигали до 30 метров в высоту. За основу их художественного оформления был взят декор Теремного дворца Московского Кремля. Дворец служил для загородного отдыха царской семьи, проведения придворных церемоний и приема иностранных послов. Своим богатым экзотическим декором вызывал восхищение в иностранцев, которые называли его восьмым чудом света.

К 70-м годам 17 века в Коломенском сложился замечательный ансамбль Государева двора, включавший деревянный дворец, каменную дворовую церковь Казанской иконы Божией Матери, соединенную с дворцом крытым переходом, многочисленные хозяйственные и служебные постройки. 

 

После смерти Алексея Михайловича дворец был перестроен. В первой половине 18 века дворец стоял заброшенным и редко посещался. Царь Петр Алексеевич лишь изредка наведывался в любимую отцом усадьбу. В 1767 году дворец был разобран. Восстановлен в 2010 году по сохранившемуся макету.

Нынешнее строение представляет собой макет дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, затем покрытые бревнами. Дворец перенесен на другое место, так как на старом выросли многовековые деревья, которые было решено не трогать. Ориентация относительно сторон света также не сохранена. 

Художественная отделка помещений отличается насыщенным декором и разнообразием: затейливая резьба наличников и карнизов окон и дверей, мерцание слюдяных и стеклянных оконниц, яркий свет уникальных светильников. Сюжетную структуру росписи дворца составляют орнаменты, бытийное письмо, мифологические персонажи древности. В интерьеры включены многочисленные произведения искусства 17-18 вв.: подлинные иконы, шпалеры и предметы быта. Отделка помещений и росписи выполнены по архивным материалам и близки к оригинальной стилистике.

Сени перед Столовой палатой состоят из двух помещений, связанных проходом в стене. Это была своего рода буфетная, из которой обслуживали царские пиры.

Столовая палата - самое большое и торжественно оформленное помещение дворца. Она была построена по приказу царя Алексея Михайловича в 1681 году на месте обветшавшей "повалуши" и новыми сенями соединялась с теремом царя. В палате проходили важнейшие дворцовые церемонии. Здесь принимали иноземных гостей, устраивали пиры, отмечали церковные праздники.

Во время дворцовых церемоний царь восседал на троне под богатой сенью. Только на семейных пирах - свадебном, родинном, именинном или поминальном - рядом с царем сидела его супруга, для которой устанавливали второе тронное кресло. К лавкам, стоявшим у стен Столовой палаты, приставлялись столы: "большой" и "кривой". Ставились столы так, чтобы отовсюду можно было видеть государя. 

В Столовой палате можно увидеть как трапезничала царская семья во второй половине 17 века. Царское застолье - это один из важнейших придворных церемониалов. Оформление Столовой палаты, украшение блюд, их масштаб и количество - все должно было подчеркнуть величие царя. В экспозиции представлены блюда из птицы - лебедя, фазана, гуся, блюда из мяса - жареный поросенок, блюда из рыбы - белуги, осетра, рыбная икра, хлеб в форме "изразчатых" калачей, пряники на ковригах, позолоченные марципановые деревца на сахарных горках, фигурные десерты из сахарной массы - Кремль и Передние ворота Государева двора в Коломенском.

В Столовой палате находится печь, украшенная цветными изразцами, воссозданными по подлинникам 17 века. Подобные парадные печи стояли только в самых значимых помещениях. 

Потолок Столовой палаты украшает символическая роспись "Зодий небесный" с изображением планет и знаков Зодиака и аллегориями четырех сторон света по углам. Композиция росписи - "Зодий небесный" выполнена по западноевропейским аналогам конца 16-первой половины 17 вв.

Думная палата, или Передняя комната, выполняла в личных покоях царя роль приемной. Это было одно из самых важных в дворцовом быту помещений: по утрам в нем собирались думные люди для челобитья государю и обсуждения дел. В Передней комнате выдавали жалованье и награды, могли принимать иностранных послов. Отсюда важная особенность палаты - в ней находилось царское кресло.

В Престольной палате царь в торжественной обстановке принимал иноземных послов. Позолоченная резьба, великолепные светильники, резная позолоченная мебель с цветными полавочниками, персидские, турецкие или иранские ковры, сверкающие цветными стеклами окна - весь богатый комплекс украшения и наполнения интерьеров включал в себя и живопись. Комнатная живопись состояла из "травных" росписей и так называемого "бытейного письма" (изображения на библейские и евангельские сюжеты, притчи и аллегории).

В передней комнате царских дворцов главным предметом убранства, обращавшим на себя внимание, было царское место, стоявшее в переднем (красном) углу, или же большое кресло. В исторических документах сохранились описания механических львов, "охранявших" царский трон в Коломенском дворце. "Подле царского места поставлены были львы, которые яко живые, рыкали, двигали глазами, зияли устами". Механика, приводившая в движение их пасти и глаза и издававшая львиное рыканье, помещалась в особом чулане.

В кабинете государь Алексей Михайлович проводил большую часть дня и в первую очередь комната служила местом уединения.

В Постельных покоях (опочивальне) стояла кровать с балдахином и другая мебель: лавки, комоды и сундуки, где хранили белье, дорогие опахала, мелкие принадлежности туалета. В спальне обязательно стелили ковры и ставили часы.

Печь в кабинете Петра I. 

В царском дворце мыльню устраивали в подклете или на одном этаже с жилыми комнатами. В Коломенском дворце мылен было четыре. Самая большая мыльня была в отдельном строении у терема царевича. Именно эта мыльня была выбрана для реконструкции. Она включает "мовные" сени и саму мыльню. В сенях перед мыльней не только раздевались, но и отдыхали после бани. По стене тянулся полок с приступками и подголовьем. На полок и лавки раскладывали свежее сено с ароматическими травами и накрывали его полотняными простынями.

В хоромах царицы, в Передних сенях и Престольной палате, выполнены росписи на темы "Времена года" и "Притчи из Книги Эсфири". 

Замкнутый образ жизни женской половины царской семьи и общее положение женщины в допетровскую эпоху не позволяли им часто видеть посторонних - в повседневном быту царицу посещали только лица женского пола, а из мужчин - близкие родственники и священнослужители. Тем не менее, царицы тоже устраивали аудиенции: к ним приходили люди из царицыной Мастерской палаты, духовенство с подношениями и просьбами, челобитчики. На торжественные аудиенции в покои государыни в сопровождении царя приглашались иноземные послы, Московский патриарх, иноземные царские особы.

Светличная палата - большая комната на женской половине. Воссоздана мебель, нужная для работы (стольцы, стол, стул, кресло) и для хранения материалов, изделий, личных вещей царской семьи (шкафы, сундуки, полки).

Покои царевны Софьи Алексеевны.

Царевна Софья была частой посетительницей Коломенского дворца, где неоднократно отмечала свои именины.

Покои Елизаветы Петровны.

Елизавета Петровна, приезжая в Москву непременно посещала Коломенское. По ее указанию дворец привели в порядок и специально для императрицы отделали роскошные апартаменты в стиле позднего барокко с его пышными и изощренными формами: живописный плафон с аллегорической композицией "Венера"; обязательные для дворцов того времени зеркала; драпировка стен из декоративных тканей, резная мебель.

Фото 2017-2019 гг.

Музеи-усадьбы, музеи-заповедники

Категория: Музеи-усадьбы, музеи-заповедники | Добавил: Лайфка (25.05.2019)
Просмотров: 1999 | Рейтинг: 3.5/2

Копирование материалов сайта без активной обратной ссылки запрещено ©Laifka 2024