Московское метро
Москва - красивый город, но особого внимания заслуживает московское метро, многие станции которого являются памятниками архитектуры.
Первая линия метро открылась в 1935 году и шла от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры". Об этом даже поется в песне про старого извозчика: "чтоб запрячь тебя я утром отправляюся от Сокольников до Парка на метро".
Во время войны метро использовалось как бомбоубежище, хотя был отдан приказ уничтожить метро как стратегически важный объект. Но в тот же день приказ был отменен.
Всем линиям даны названия, порядковые номера и цветовые обозначения на схеме. Цветовые названия линий и прижились "в народе". Проще и быстрее запоминается "синяя ветка", чем официальное название "Арбатско-Покровская линия". Исключение - "Кольцевая линия".
В разное время для оплаты проезда использовались бумажные билеты, проверявшиеся контролерами, турникеты с приемом монет и жетонов, карт с магнитной полосой. Сейчас оплата осуществляется с помощью бесконтактных карт или билетов.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474188/342cec46/38447977.jpg)
Интересные рекорды:
- Самая глубокая станция и самый длинный эскалатор - "Парк Победы"
- Ближе всех к поверхности земли расположена подземная станция "Печатники"
- Самая длинная станция по длине платформы - "Воробьевы горы"
- Самые широкие станции - "Партизанская" и "Полежаевская" (обе станции трехпутные)
- Самый длинный перегон - "Крылатское" - "Строгино"
- Самый короткий перегон - "Арбатская" - "Александровский сад"
- Самый долгий промежуток от начала строительства станции до ее открытия - "Спартак" (39 лет)
Станция Площадь Революции (Арбатско-Покровская линия) была открыта в 1938 году, название получила по одноименной площади. Изначально ниши в углах пилонов планировалось украсить барельефами на революционную тему, но вместо барельефов были установлены 76 бронзовых скульптур, изображающих советских людей. В 1941 году скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части - головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако благодаря тому, что каждая скульптура была в четырех экземплярах, все скульптуры удалось полностью восстановить. Скульптуры расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 года до декабря 1937 года.
Народная молва приписывает скульптурам определенные магические свойства, в связи с чем постепенно сложились некоторые поверья - потрогать флажок у сигнальщика "Марата" на удачу, коснуться туфельки девушки перед свиданием, потереть нос пограничного пса для сдачи экзаменов. Собачьи носы особенно популярны у пассажиров, особенно у туристов.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475272/2747a508/38448017.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475272/6a836639/38448018.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475272/16b112b5/38448020.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475270/715c3c6e/38448006.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475272/446570fe/38448019.jpg)
Маяковская (Замоскворецкая линия) открыта в 1938 году и названа в честь поэта Владимира Маяковского. Архитектура станции относится к "сталинской неоклассике", но наличие некоторых авангардных деталей придает ей черты стиля "ар-деко". Колонны и арки станции впервые в московском метро отделаны полированной рифленой нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста были декорированы уральским камнем родонит. К настоящему времени значительная часть камней заменена более дешевыми аналогами. Пол станции выложен геометрическим орнаментом мрамора.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475273/f10c9a71/38448026.jpg)
Бауманская (Арбатско-Покровская линия) открыта в 1944 году, получила название в честь Н.Э.Баумана. На станции установлены скульптуры защитников Родины и тружеников тыла во время Великой Отечественной войны. Торцевую стену украшает мраморное панно с изображением Ленина на знамени.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475271/b5be0238/38448013.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475271/0ae42b49/38448014.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475271/064bc06b/38448016.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475271/c844e0cd/38448015.jpg)
Электрозаводская (Арбатско-Покровская линия) открыта в 1944 году, название дано по Московскому электрозаводу имени Куйбышева. Барельефы на пилонах центрального зала посвящены теме труда. На них изображены работники Электрозавода, строители, кузнецы, работники сельского хозяйства и т.п.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475271/46adedd8/38448012.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475271/fe3fd955/38448010.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475271/55c9a114/38448011.jpg)
Партизанская (Арбатско-Покровская линия) открыта в 1944 году. Изначально станция называлась "Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина", но в 1947 году из-за слишком длинного названия станцию переименовали в "Измайловскую". В 1963 году станция была снова переименована в "Измайловский парк". Современное название станция получила в 2005 году в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, поскольку Измайловский парк является местом встреч ветеранов партизанского движения.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475270/80986095/38448009.jpg)
Оформление станции посвящено теме партизанского движения.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474188/65e01d44/38447978.jpg)
Памятник Матвею Кузьмину, повторившему В 1942 году в битве за Москву подвиг Ивана Сусанина.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475270/82ee646d/38448007.jpg)
Памятник партизанке-разведчице Зое Космодемьянской.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475270/3a0ae411/38448008.jpg)
Новослободская (кольцевая линия) открыта в 1952 году и названа по одноименной улице, в самом начале которой расположена станция.
![](https://images.vfl.ru/ii/1685804494/86e5ece0/38926664.jpg)
Самым ярким элементом оформления станции выступают 32 эффектно подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью. Их по два на каждом пилоне, в сторону зала и платформы. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды.
Стены облицованы светлым, сероватых и желтоватых тонов уральским мрамором Каркодинского месторождения. Пол выложен серыми и чёрными гранитными плитами, размещёнными в шахматном порядке. Кроме витражей, станцию освещают подвесные люстры-тарелки.
![](https://images.vfl.ru/ii/1685804494/b35da1a6/38926665.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1685804495/e4425a8b/38926666.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1685804495/c9db1451/38926667.jpg)
В торце центрального зала расположено большое, во всю стену смальтовое панно «Мир во всём мире». Панно в торце изображает счастливую мать с ребёнком на руках. При Хрущеве с панно был удалён медальон с изображением Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику, и вместо изображения Сталина были нарисованы парящие белые голуби. Всё это изображено на фоне золотого нимба, звезды и расходящихся лучей.
![](https://images.vfl.ru/ii/1685804495/0c4e2dfe/38926668.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1685804495/8a5e46a5/38926669.jpg)
Комсомольская (Кольцевая линия) открыта в 1952 году и названа по Комсомольской площади, под которой расположена. Архитектурно станция «Комсомольская» — апофеоз сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко.
![](http://images.vfl.ru/ii/1555870167/9896cddb/26272505.jpg)
На станции 68 восьмигранных колонн. Аркады, включающие в себя два ряда колонн, соединены изящными арками. Они держат на себе общие антаблементы с карнизами, простирающиеся по всей длине станции. На карнизы опираются основания сводов центрального и боковых залов. Свод центрального зала в полтора раза выше боковых. Триумф советского народа в Великой Отечественной войне — ведущая тема архитектуры интерьеров станции. Величие этой патриотической темы отражено в грандиозном размахе пространственного построения подземного зала, в богатстве декоративного убранства, в яркости её цветового и светового решения. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть мозаик изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Ещё два панно, изображавшие И.В.Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после развенчания культа личности Сталина в 1963 году.
![](http://images.vfl.ru/ii/1555870166/458efa93/26272503.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1555870166/fb90e81b/26272502.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1555870166/75e704db/26272501.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1555870166/8869e1b7/26272500.jpg)
Свод декорирован белым лепным орнаментом. У пят свода был расположен ряд позолоченных барельефных картушей на малиново-красном фоне, выполненных на тему «Русское оружие», позднее заменённых мозаиками. Тогда же мозаикой был выложен и купол аванзала перед эскалаторным коридором. Потолок жёлтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера. Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым узбекским мрамором «газган», как и стены станции. Пол выложен малиново-красным кузнечнинским (каарлахтинским) гранитом. Путевые платформы отделаны красным капустинским и розово-красным клёсовским гранитом. В тупиковом торце зала установлен бюст В.И.Ленина.
![](http://images.vfl.ru/ii/1555870167/198de094/26272504.jpg)
Арбатская (Арбатско-Покровская линия) открыта в 1953 году, название получила по улице Арбат. Внутреннее убранство станции относится к стилю московское барокко. Пилоны отделаны внизу красным мрамором и украшены выполненными из керамики букетами цветов. Пол выложен серым, красным и черным гранитом в виде коврового рисунка. Станционный зал освещается подвесными люстрами в золоченой бронзовой оправе, декорированными орнаментом.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475270/0340ce13/38448005.jpg)
Смоленская (Арбатско-Покровская линия) была открыта в 1953 году и получила название по Смоленской площади. Оформление станции посвящено военно-исторической теме. Пилоны станции облицованы белым мрамором, украшены по углам полуколоннами. Пол выложен черным мрамором с орнаментом из белого и красного мрамора по боковым сторонам зала. Барельеф на торцевой стене посвящен защитникам Родины.
![](http://images.vfl.ru/ii/1524948245/502321a5/21545872.jpg)
Киевская (Арбатско-Покровская линия) была открыта в 1953 году, название получила по Киевскому вокзалу. Оформление станции посвящено Советской Украине и теме воссоединения Украины с Россией. Стены украшены большим количеством живописных полотен, в лепных медальонах размещены 24 фрески, изображающие трудящихся Украины. Со стороны платформ размещены фрески, преимущественно с изображением фантастических растений.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475270/5f2c6b7b/38448003.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475270/8fe959ee/38448004.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474191/1b07a5ec/38447993.jpg)
В торце станции находится панно с изображением народных гуляний на праздновании 300-летия воссоединения России с Украиной.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474191/492b7670/38447995.jpg)
Фрунзенская (Сокольническая линия) была открыта в 1957 году. Станция получила название по Фрунзенской набережной и Фрунзенским улицам. Станция Фрунзенская является одной из последних станций метро, построенных в стиле сталинского ампира. В торце центрального зала, отделанного красным мрамором, - бюст М.В.Фрунзе.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474189/db967ec3/38447979.jpg)
Воробьевы горы (Сокольническая линия). Станция была открыта в 1959 году и называлась "Ленинские горы". В 1999 году станция была названа по историческому району Воробьевы горы. Это первая в России станция метро, расположенная на мосту над рекой. Стены станции стеклянные и через них открывается вид на Москву-реку, Воробьевы горы, Лужники и здание Академии наук. Станция является выставочной площадкой метрополитена.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474189/575ff634/38447981.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474189/9c941c47/38447980.jpg)
Станция Авиамоторная (Калининская линия) открыта в 1979 году. Оформление станции посвящено строителям авиационных двигателей, сама станция оформлена в светлых тонах. Пол выложен гранитными плитами разных оттенков серого. Колонны и путевые стены облицованы светлым мрамором «коелга».
Торцевая стена покрыта белым полированным мрамором и украшена металлической скульптурной композицией. Фон из листов ярко-серебристого вертикально рифлёного металла имитирует восходящие потоки воздуха, в которых парит Икар. Рядом с ним изображены летящие вверх самолёты разных лет и пропеллеры. Над выходом в город укреплены ярко-серебристые лопасти самолётного винта и обтекающий их «воздух».
Свод станции украшен декоративным куполом из анодированных под золото четырёхугольных пирамид — над залом будто бы парит волшебный ковер-самолет. Несколько картин, соединяясь, образуют цветок, в центре которого горит лампочка словно звезда на небосводе. Золотистые, чеканные панно образуют подвесной потолок; на каждом панно разные рисунки — то небесные созвездия, то расходящиеся лучи солнца.
![](https://images.vfl.ru/ii/1686936953/8de48979/38940608.jpg)
Станция Парк Победы (Арбатско-Покровская линия) открыта в 2003 году и названа по одноименному парку.
![](https://images.vfl.ru/ii/1670421664/f50ecb76/38663988.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1670421663/3e1b3a4f/38663987.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1670421664/28d1c8c9/38663989.jpg)
Станция Выставочная (Филевская линия) была открыта в 2005 году под названием "Деловой центр", в 2008 году была переименована. Оформление станции выполнено в стиле хай-тек, с использованием элементов из стекла и нержавеющей стали. На втором «этаже» станции расположена фотогалерея «Метро».
![](https://images.vfl.ru/ii/1670422600/9bdec351/38664004.jpg)
Трубная (Люблинско-Дмитровская линия) открылась в 2007 году. Скульптором и художником станции является Зураб Церетели, отразивший в оформлении станции архитектуру древнерусских городов России. Между колоннами установлено двенадцать витражей, на которых изображены Боголюбово, Владимир, Кижи, Коломенское, Москва, Великий Новогород, Палех, Переславль-Залесский, Псков, Ростов, Суздаль, Ярославль.
Практически на всех витражах изображены церкви и соборы, но ни на одном их куполе нет креста. Через некоторое время после открытия станции кресты появились - кто-то из пассажиров прикрепил к витражам маленькие нательные распятия и деревянные крестики.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474188/b0249235/38447971.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474188/be92bc73/38447973.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474188/87bd9689/38447974.jpg)
Над торцевыми проходами центрального зала установлены панно.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474188/2aa3b5d8/38447975.jpg)
Станция Славянский бульвар (Арбатско-Покровская линия) открыта в 2008 году, названа по расположенному рядом одноименному бульвару. Станция украшена коваными металлическими орнаментами из листьев и ветвей в стиле модерн. Металлические деревья придают сходство с настоящим бульваром.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475272/51f8c0d4/38448021.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475272/8755f8c7/38448022.jpg)
Станция Строгино (Арбатско-Покровская линия) открыта в 2008 году. Названа по одноименному району Москвы. На своде станции размещены ниши в виде капель, которые балками поделены на более мелкие сегменты, где располагаются светильники.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474187/9c8cdb1f/38447968.jpg)
Волоколамская (Арбатско-Покровская линия) открылась в 2009 году. Названа по находящемуся неподалёку Волоколамскому шоссе.
«Волоколамская» стала одной из самых красивых станций московского метрополитена постсоветского периода. Высокие своды с аркадами придают станции ощущение простора и открытости. Колонны, облицованные тёмным мрамором и гранитом, напоминают стволы деревьев. В центральном пролёте над колоннами на сводах расположены четыре симметричные световых ниши-кессона в форме листьев деревьев. Полы платформ отделаны светло-серым гранитом.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474187/121a4b18/38447967.jpg)
Достоевская (Люблинско-Дмитровская линия) открылась в 2010 году. Свое название получила по одноименной улице, которая расположена неподалеку. В интерьере станции изображены сцены-иллюстрации к романам Достоевского "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Братья Карамазовы", в том числе сцены насилия, что придает станции некую мрачность.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474187/556abe4d/38447969.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474187/102c271a/38447970.jpg)
Станция Марьина Роща (Люблинско-Дмитровская линия) открылась в 2010 году. Стены платформ и выходы украшены панно на тему владений князей Шереметевых.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475273/759765c6/38448024.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655475273/8064d61d/38448025.jpg)
Станция Тропарево (Сокольническая линия) была открыта в 2014 году. Станция оформлена металлическими конструкциями, стилизованными под деревья.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474189/99f9201e/38447982.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474189/629d3c2f/38447983.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474189/babfcc8d/38447984.jpg)
Станция Деловой центр (Солнцевская линия) открыта в 2014 году.
Станция Румянцево (Сокольническая линия) открыта в 2016 году. Это первая станция, находящаяся на территории Новой Москвы. Названа по находящейся рядом одноименной деревне. Для облицовки путевых стен использованы основанные на творчестве Мондриана абстрактные рисунки.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474189/12faf4ce/38447985.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474190/13b7daed/38447988.jpg)
Станция Саларьево (Сокольническая линия) открыта в 2016 году. Отделка стен, потолка и пола состоит из разноцветных квадратов. Это единственная станция, южный торец которой работает только на выход пассажиров, а северный - только на вход.
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474190/8cc55b75/38447992.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1655474190/ac059f95/38447990.jpg)
В 2018 году открылась станция Хорошевская (Большая кольцевая линия). Колонны и часть путевых стен станции облицованы фиолетовым мрамором, по цвету Таганско-Краснопресненской линии, на которую осуществляется пересадка. Пол и стены отделаны светло-серыми гранитом и мрамором. Потолок изготовлен из белых светоотражающих материалов. Дизайн станции исполнен в стиле авангард.
![](https://images.vfl.ru/ii/1686935853/b256e154/38940595.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1686935854/03d29ebf/38940596.jpg)
![](https://images.vfl.ru/ii/1686935854/c57c9b81/38940597.jpg)
Станция Электрозаводская (Большая кольцевая линия) открыта в 2020 году. Станция выполнена в стиле хай-тек. На одной из путевых стен станции, напротив пешеходной галереи, размещено масштабное историческое панно «Битва героев», на котором запечатлён собирательный образ защитника Древней Руси. Панно выполнено на стекле в технике многоцветной печати.
![](https://images.vfl.ru/ii/1686936417/4064c84d/38940604.jpg)
Текст и фото 2015-2023 гг.
![](/lineechka-stranicy_po_teme.jpg)
Прогулки, развлечения и отдых |