Статистика


Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск





Суббота, 27.07.2024, 06:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Время странствий
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Подмосковье » Волоколамск

Усадьба Гончаровых в Яропольце

Усадьба Гончаровых

Московская обл., Волоколамский г.о., с.Ярополец

Первые сведения о Яропольце появились в 16 веке, когда им владели дворяне Уские. В 1578 году Иосифо-Волоцкий монастырь, где находилась усыпальница семьи Уских, должен был получить село на поминовение представителя этого рода, Василия Уского. Однако село не отошло к обители: Иван Грозный включил его в число дворцовых вотчин.

Во время правления Алексея Михайловича в селе был зверинец для царских охот. В 1684 году древнее село Ярополец указом Софьи Алексеевны было пожаловано отставному гетману Петру Дорошенко. Дорошенко прожил здесь на покое 14 лет. По повелению Дмитрия Ростовского, отец которого служил вместе с Дорошенко, над могилой последнего была воздвигнута часовня. 

До 1712 года Яропольцем управлял Московский Судный приказ, так как сыновья Дорошенко были несовершеннолетними. В 1717 году младший из них, Петр, продал свою часть земель Г.П.Чернышеву, родоначальнику графов Чернышевых. Так по соседству возникла усадьба Чернышевых.

Внучка гетмана, Екатерина Александровна Дорошенко, принесла Ярополец в приданое своему мужу, генерал-поручику Александру Артемьевичу Загряжскому, который по матери был родственником князю Потемкину. В 1775 году в гостях у Загряжского побывала императрица Екатерина II, а через несколько недель - великий князь Павел и его первая жена.

Усадьба начала формироваться с 1750-х годов на средства Загряжских. Были поставлены деревянный дом с каменными службами и церковь, разбит регулярный сад. Кирпичная церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1755 году, - самая ранняя из сохранившихся построек усадьбы.

Строительство усадьбы начиналось в то время, когда ее хозяин еще не входил в придворную элиту. Изменение статуса А.А.Загряжского, породнившегося с приближенными императрицы, вероятно сподвигло его на перестройку усадьбы в 1780-1790-х годах. Загряжский перестроил деревянные постройки усадьбы в камне. При нем сложилась общая усадебная планировка, дошедшая до наших дней. Архитектор, который вел перестройку усадебного комплекса, не известен.

Главный дом был соединен с двумя флигелями прямыми одноэтажными галереями. Шестиколонный коринфский портик дома с расположенной за ним полукруглой лоджией - главное украшение усадебного комплекса. Выход в парк также оформлен портиком. Интерьеры дома были украшены настенными росписями с изображением романтизированных парковых видов в орнаментальных бордюрах. 

Парадный двор (курдонер) обрамлен металлической оградой с белокаменными столбами и замыкается дугообразными корпусами (циркумференциями). Дугообразные корпуса - очень популярный мотив усадебных комплексов конца 18 века. В циркумференцях располагались каретник и конный двор, их дуги с внешней стороны были оформлены открытыми аркадами. По торцам циркумференций, смотрящих на дом, поставлены двухэтажные корпуса, их архитектура повторяет архитектуру господского дома. У двух других торцов поставлены башенки со шпилями. 

В курдонере установлен бюст А.С.Пушкина.

Напротив здания церкви был возведен конторский флигель, на втором этаже которого находились жилые помещения для управляющего. Два крыла дома сходятся под углом и соединяются полуротондой, оформленной, как и входы, парными пилястрами.

Три корпуса, расположенные на хозяйственном дворе, были частью комплекса производственного назначения. До настоящего времени дошли одноэтажные мастерские (боковые флигели), декорированные лишь с торцов, которые смотрят на парадный двор. Торцы обработаны рустом и имеют ложные окна, обрамленные арками. 

В результате в Яропольце не только были реконструированы здания усадебного комплекса, но и появился пейзажный парк, украшенный парковой архитектурой, в которой были причудливо смешаны классика и готика. До настоящего времени не дошла ни одна из малых архитектурных форм, украшавших парк. Двухэтажный театр, расположенные некогда на одной оси с усадьбой, не сохранился.

В 1821 году усадьбу унаследовала внучка А.Загряжского, Наталья Ивановна, которая в 1807 году вышла замуж за промышленника Н.А.Гончарова. После брака с Натальей Гончаровой, дочерью владелицы усадьбы, которая провела здесь свои детские годы, Ярополец дважды посетил А.С.Пушкин. Среди Ярополецких крестьян бытовало предание, что в 1833 году Пушкин посоветовал своему шурину И.Н.Гончарову построить новую часовню над могилой Дорошенко вместо старой обветшавшей. Второй раз в Яропольце Пушкин был в 1834 году. Парадная опочивальня главного дома в память визитов поэта получила название "Пушкинская комната", по преданию, он жил именно в ней. В 1844 году был построен новый мавзолей Дорошенко в стиле ампир.

Гончаровы продолжали владеть усадьбой до самой революции. Последней обитательницей имения была вдова Николая Ивановича Гончарова, Елена Борисовна Гончарова, урожденная княжна Мещерская, которая способствовала открытию в 1915 году в Яропольце четырехклассной земской школы. Благодаря последней хозяйке усадьба была принята в 1918 году на государственный учет как памятник культуры. Гончарова добилась выдачи ей "охранной грамоты" от отдела по делам музеев и охране памятников старины при Наркомпросе. Согласно этой грамоте без разрешения отдела имущество не подлежало вывозу и реквизиции. На то, чтобы Елена Борисовна стала хранительницей усадьбы, дали свое согласие и местные жители. Однако на должность хранителя был назначен художник из Сергиева Посада Н.П.Яныченко, а Гончарова осенью 1918 года уехала из Яропольца. Известно, что она в 1919-1920 годах работала в Наркомпросе. Умерла она в эмиграции во Франции в 1928 году.

На втором этаже усадебного дома разместилась школа II ступени с интернатом. На первом этаже в четырех комнатах был организован музей. Некоторые ценные вещи были вывезены из усадьбы в 1919 году, они попали в Национальный музейный фонд, отдел рукописей Румянцевского музея и другие организации. В усадьбе располагалось правление первого детского колхоза "Гигант".

В 1920 году крестьяне Яропольца попросили у В.И.Ленина, приехавшего на открытие сельской электростанции, передать под школу всю усадьбу. В 1922 году музей под предлогом нехватки помещений для ночлега учеников был закрыт. "Пушкинскую комнату", благодаря настойчивости заведующего Ново-Иерусалимского художественно-исторического музея, удалось сохранить.

К 1924 году местные жители разобрали на кирпич вышивальню, мыльню, корпус, находившийся между двумя "фабриками" (суконной и полотняной), была демонтирована крыша оранжерей.

С конца 1941 и до февраля 1942 года село Ярополец находилось в оккупации. В ходе военных действий обе дворянские усадьбы Яропольца серьезно пострадали. Постройки Загряжских утратили кровли, перекрытия, заполнения оконных и дверных проемов, часть декора фасадов. Северо-западная часть господского дома была разрушена взрывом немецкого склада боеприпасов. Около 15 лет усадьба находилась в руинированном состоянии. За этот период местные жители разобрали все, что могло пригодиться в качестве строительного материала. Пропали сохранившаяся часть фасадов и интерьеры. Мавзолей Дорошенко, поврежденный во время войны, был разобран в 1953 году.

До 1960 года в усадьбе действовала общеобразовательная школа. С 1959 года усадьбы Гончаровых и Чернышевых были переданы МАИ для организации дома отдыха. Парковые сооружения и сам парк восстанавливать не планировалось. Восстановительные работы завершились к 1970 году и усадебные постройки обрели довоенный вид. В господском доме был восстановлен интерьер "Пушкинской комнаты". В комнате проходят литературно-музыкальные вечера Пушкинского общества МАИ, приуроченные к дням рождения Пушкина и его жены.

Сломанная часовня над могилой Дорошенко была воссоздана с некоторыми изменениями в пропорциях в 1999 году.

Фото 2017-2019 гг.

Источник - Wikipedia 

Где побывать и что посмотреть в Подмосковье

Где побывать и что посмотреть в Волоколамском городском округе

Категория: Волоколамск | Добавил: Лайфка (26.06.2019)
Просмотров: 1588 | Рейтинг: 3.0/1

Копирование материалов сайта без активной обратной ссылки запрещено ©Laifka 2024