Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск





Суббота, 13.04.2024, 06:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Время странствий
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Россия » Пензенская область

Лермонтовский музей-заповедник Тарханы

Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы"

Пензенская обл., Белинский р-н, с.Лермонтово, ул.Бугор 1/1

Уголок России - степное пензенское село Тарханы... Здесь прошли детские и отроческие годы великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, половина его короткой, 27-летней жизни. В Тарханах истоки многих лермонтовских шедевров: "Бородино", "Песня ... про купца Калашникова", "Родина".

Сейчас в селе Лермонтово (бывшие Тарханы) расположен Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы". Вековые липы, вязы и, кажется, сам воздух старинной дворянской усадьбы хранит память о то времени, когда здесь жил великий русский поэт. 

Памятник М.Ю.Лермонтову.

В экспозиционный комплекс музея-заповедника "Тарханы" входит помещичья усадьба с барским домом, усадебной церковью святой Марии Египетской, людской избой и домом ключника, мельницей и домом мельника, заповедным парком, тремя садами и несколькими прудами. Мемориальный комплекс в центре села составляют церковь Архистратига Михаила, сторожка и часовня-усыпальница Арсеньевых-Лермонтовых. К музею также относится соседняя усадьба Апалиха, где поэт часто бывал в семье своей тетки Марии Акимовны Шан-Гирей. Господский дом в Апалихе не сохранился, от старинной усадьбы остался лишь большой роскошный парк с вековыми деревьями.

Речка Марарайка в Апалихе.

Земли, которые занимает Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы", имеют древнюю историю, уходящую корнями в петровскую эпоху. История села начинается в 1701 году с челобитной чембарских (Чембар - ныне город Белинский) дворян-помещиков Петру I о выделении им во владение незаселенных здешних земель. Среди подавших челобитную и получивших от государя землю были люди, чьи имена связаны с историей тарханских земель: Михайло Аргамаков, Василий Шадрин, Степан Путятин. Земли еще долгое время оставались незаселенными, и это было приметой того времени. Дело в том, что в петровском государстве дворянин был лишен возможности серьезно заниматься своим имением и хозяйством: служение долгу подчиняло его личные интересы исключительно государственным.

Основателем и первым владельцем села, которое позже стало известно как Тарханы, стал князь Яков Петрович Долгоруков. В 1729 году дочь Михаила Аргамакова (он значился первым в списке челобитников) вышла замуж за поручика Преображенского полка Якова Петровича Долгорукова, сына Петра Михайловича Долгорукова, пожалованного Петром I в день его наречения царем в государевы спальники. На деньги, полученные в приданое за Анной Михайловной,супруги Долгоруковы купили у Путятина и   Шадрина полученные от Петра I и к тому времени еще не освоенные земли. Это были те самые земли, которые позднее составили основное ядро владений бабушки Лермонтова Е.А.Арсеньевой. Новое село получило название по фамилии его основателя и владельца - Долгоруково. Но так как уже существовало два одноименных села, в официальных документах село было записано как Яковлевское, по имени владельца.

Яков Долгоруков построил первую небольшую деревянную сельскую церковь во имя Николая Чудотворца. После этого деревня превратилась в село, а новое название его стало Никольское Яковлевское тож.  

В 1762 году А.М.Долгорукова, к тому времени овдовевшая, продала свои пензенские имения Настасье Александровне Нарышкиной, вдове комнатного стольника Ивана Ивановича Нарышкина. От Н.А.Нарышкиной Никольское-Яковлевское перешло к ее внукам Ивану и Петру Нарышкиным. Выплатив брату стоимость его доли, Иван Александрович Нарышкин стал единоличным владельцем имения, в котором не жил и никогда не был. В конце 18 века барская усадьба, бывшая в центре села, полностью сгорела. Сгорело и все село до основания, кроме маленькой деревянной церкви.

В конце 18 века село все чаще стало именоваться Тарханами - по названию местного промысла крестьян: они скупали ходовые товары (мед, воск, сало, овчины) и продавали их по торгам и на ярмарках - "тарханили".

В 1794 году Тарханское убыточное имение стало принадлежать бабушке Лермонтова, богатой пензенской помещице Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Она купила его совместно с мужем Михаилом Васильевичем Арсеньевым.

Арсеньевы строили усадьбу в полном соответствии с требованиями своего времени и собственным положением в обществе: большой одноэтажный барский дом на крутом берегу в тридцать с лишним комнат; сады, спланированные по всем правилам архитектуры и усадебного благоустройства того времени; пруды, хозяйственные постройки, парк с неизменной беседкой, ажурные мостики, сирень и акация, террасы, липовая аллея, розарий и летний выход из гостиной в парк - все это с детства запомнилось поэту. К Тарханам он постоянно обращался в своих стихах:

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, 

А за прудом село дымится - и встают 

Вдали туманы над полями.

(Отрывок из стихотворения "Как часто, пестрою толпою окружен...")

Ранней весной 1815 года сюда вернулись из Москвы Юрий Петрович Лермонтов с полугодовалым сыном Михаилом, супругой Марией Михайловной и Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, не очень одобрявшей выбор своей единственной дочери. С этого времени для будущего поэта началась Тарханская пора. Елизавета Алексеевна, потеряв мужа в 1810 году и через семь лет от преждевременной смерти от чахотки дочь, любила своего внука горячо и беззаветно, на нем одном она сосредоточила всю свою женскую заботу. 

Первый барский дом простоял недолго: Елизавета Алексеевна продала его на слом сразу после смерти дочери. На его месте возвели церковь в стиле ампир во имя святой Марии Египетской, покровительницы Марии Михайловны. По сохранившимся документам был восстановлен первоначальный интерьер церкви: дубовый, с позолоченными элементами иконостас, иконы. Сохранились церковные рукописные книги лермонтовского времени. 

Новый дом, гораздо меньших размеров, был построен в нескольких саженях от прежнего. "Дом был деревянный, с мезонином, выкрашенный желтой краской, а двор был обстроен одноэтажными длинными флигелями, сараями, конюшнями и обведен валом, на котором качались и сохли жидкие ветлы" - так описывал дом Лермонтов.

Это был очень небольшой, скромный провинциальный помещичий дом в десять барских комнат, с обязательным набором парадных и жилых покоев, с передней, двумя входами - красным для господ и черным для дворовых, с верандой и балконами. 

Рядом с барским домом рос старый вяз, на котором устраивались качели. 

Дуб, по преданию посаженный М.Ю.Лермонтовым. Погиб от урагана в 1995 году.

Сейчас в доме размещена экспозиция "Лермонтов и Тарханы" в контексте эпохи". Она открыта в 2002 году и раскрывает тему судьбы поэта, навсегда связанной с родными местами.

Через сени и переднюю барского дома можно пройти в парадные комнаты.

Первая из них - зала, большая и светлая. Ее украшают хрустальные люстра и бра с подвесками,бронзовые с позолотой канделябры, кресла в стиле ампир, ломберные столики красного дерева и другие предметы конца 18-первой трети 19 века. Центральное место занимают фамильные портреты: Лермонтова-ребенка, его отца Юрия Петровича, матери Марии Михайловны, бабушки Елизаветы Алексеевны.

Экспозиция залы рассказывает о быте и культуре дворянской семьи, о раннем детстве Михаила Юрьевича Лермонтова, его ближайшем окружении, семейной драме родителей, укладе первой половины жизни поэта. Эпоха первой трети 19 века в зале барского дома воссоздается с помощью оригинальных предметов быта: ноты, карманного размера книжка, щипцы для снятия нагара со свечей, вышитые бисером щеточки для стирания мела на сукне во время карточной игры.

За залой традиционно следует гостиная: темно-голубые в золотистую звездочку обои, мягкая мебель черного лакированного дерева, обтянутая голубой тканью, зеркала, портреты родственников и друзей дома. 

На одном из портретов изображен Дмитрий Алексеевич Столыпин - родной брат Е.А.Арсеньевой. В 1828-1832 гг. поэт жил в его подмосковном имении Середниково.

Гостиную украшает картина М.Ю.Лермонтова "Кавказский вид возле селения Сиони". Это самое большое его живописное полотно, оно принадлежит к лучшим работам поэта.

Последняя парадная комната барского дома - столовая. Она обставлена мебелью красного дерева: круглый обеденный стол со скатертью, стулья, зеркало, напольные часы. 

Образная комната.

В образной хранится картина на религиозный сюжет, представляющая один из первых опытов Лермонтова-художника. Это копия с работы А.П.Лосенко "Апостол Андрей Первозванный", выполненная в 18128 году под руководством домашнего учителя рисования А.Солоницкого или совместно с ним.

Старожилы Тархан рассказывали, что когда молодой барин болел, Е.А.Арсеньева освобождала дворовых девушек от "урошной" работы и велела молиться  о его здоровье. Работали дворовые в соседней с образной комнате - так называемой девичьей. Маленький Лермонтов любил прибегать сюда: девушки его ласково встречали, рассказывали сказки, пели песни про волжских разбойников.

Напротив столовой расположена небольшая чайная комната. Чаепитие в дворянском быту было распространено повсеместно. Чайную украшают полотна западно-европейских художников эпохи 17-18 вв., гравюры с работ Рафаэля, Рембрандта.

Посуда в напольной горке конца 18 - начала 19 века.

Е.А.Арсеньева принадлежала к кругу просвещенных дворян и придавала серьезное значение образованию Мишеньки. Для занятий в доме была выделена отдельная комната - классная. В классной комнате барского дома представлены учебники и учебные принадлежности первой трети 19 века. 

В мезонине барского дома четыре комнаты, две из них занимала бабушка. Первая комната Е.А.Арсеньевой представляет рабочий кабинет. Он обставлен мебелью конца 18-первой половины 19 вв.  Это гарнитур мягкой мебели, секретер красного дерева, небольшой книжный шкаф с книгами по домашнему хозяйству.

В спальне Е.А.Арсеньевой воссоздан типичный интерьер спален первой половины 19 века: кровать, накрытая покрывалом ручной работы крепостных мастериц, ширма, прикроватная тумбочка с ночным светильником, поставец с посудой, туалетный стол (комод) М.М.Лермонтовой.

Личные комнаты М.Ю.Лермонтова после его гибели и смерти Е.А.Арсеньевой долгое время сохраняли прежнюю обстановку. В застекленных шкафах красного дерева представлены книги круга чтения поэта, акварели. Турецкий ятаган напоминает о службе Лермонтова на Кавказе. На столе одной из комнат поэта видим шахматы в коробке красного дерева первой половины 19 века. Лермонтов любил игру в шахматы и, по свидетельству кавказского сослуживца К.Х.Мамацева, предавался ей с увлечением.

Личные вещи М.Ю.Лермонтова: трубка в футляре, портсигар, рукоять ятагана.

На письменном столе в кабинете М.Ю.Лермонтова лежат рукописи произведений, над которыми поэт работал в Тарханах зимой 1835-1836 гг. 

На столе находятся и личные вещи поэта: фарфоровая чернильница, дорожная шкатулка, печатка с инициалами "М" и "Л". 

Комнату украшают акварельные работы поэта 1835-1836 годов: С.А.Раевского, его друга; отца - Ю.П.Лермонтова; женщины, которую Лермонтов любил всю жизнь - Варвары Александровны Лопухиной.

В непосредственной близости от барского дома расположены две усадебные постройки, в которых жили дворовые крестьяне: дом ключника и конторщика, а также людская изба. Здания восстановлены на фундаментах лермонтовского времени, в них размещена единая экспозиция "Русский народ, этот сторукий исполин...". Ее экспонаты: домашняя утварь, повседневная и праздничная крестьянская одежда, орудия труда, домотканые вышитые полотенца, ткацкие станки.

Дом ключника.

Людская изба.

Царское облачение эпохи Ивана Грозного. 

Мундир нижнего чина Астраханского гренадерского полка.

В северной части усадьбы, на большой поляне при въезде в музей-заповедник, возвышается ветряная мельница, рядом с ней находится дом мельника.

Усадебный ветряк производил муку для потребностей господ и дворовых крестьян, существование свое прекратил в последней четверти 19 века. Восстановленная в 2007 году мельница в Тарханах представляет собой действующий, функционально живой памятник деревянного зодчества и сельского быта прошлого; возраст ее - более 100 лет. 

Во все времена работа мельника уважалась и почиталась. Сельский мельник был, как правило, человеком состоятельным. По роду занятий его дом служил постоялым двором и харчевней для приезжающих на мельницу крестьян. Экспозиция мельницы и дома мельника "Крестьянский мир Тархан" раскрывает экономический уклад жизни села, быт зажиточного крестьянина-мельника.

Барская усадьба, в которой рос поэт, являла собой образец садово-парковой архитектуры. Три сада, небольшой, но декоративный парк с традиционными аллеями и розарием, живописные пруды - все это и сейчас могут увидеть многочисленные посетители заповедника. От барского дома по склону горы до реки расстилается фруктовый сад, именуемый Средним. На другом берегу пруда расположен Круглый сад, преимущественно яблоневый. На восточной окраине усадьбы находится Дальний сад, с оригинальной планировкой, цветущими декоративными кустарниками, правильными лучами аллей и беседкой.

Мостик через дамбу в Круглый сад.

Дорожку от барского дома к пруду пересекает сосновая аллея - она ведет к теплице, где теперь высаживаются характерные для первой половины 19 века виды цветов для дальнейшей их высадки в цветниках и украшения комнат барского дома. 

От церкви святой Марии Египетской аллея из акаций спускается к пруду и беседке "Тайной".

В центре села Лермонтово на высоком берегу Большого пруда стоит церковь. Она возведена на средства Е.А.Арсеньевой взамен старой, деревянной церкви святителя Николая Чудотворца, построенной первым владельцем села Яковом Долгоруковым в середине 18 века. Старая церковь была перенесена на сельское кладбище и служила там часовней. Новый храм в 1840 году, за год до гибели поэта, был освящен во имя Архангела Михаила, считавшегося святым покровителем М.Ю.Лермонтова. Церковь Архангела Михаила - один из главных мемориальных памятников Лермонтовского заповедника. 

Здесь воссоздан интерьер: раскрыты и отреставрированы сохранившиеся росписи, восстановлен иконостас, церковное убранство.

Рядом расположена усыпальница Арсеньевых-Лермонтовых. В 1842 году прах поэта был перевезен из Пятигорская Тарханы и предан земле вторично.

После гибели Лермонтова и смерти хозяйки имения Тарханы перешли к ее младшему брату Афанасию Алексеевичу Столыпину. Столыпин жил в Саратовской губернии, но при его жизни барская усадьба поддерживалась в порядке. 

В 1867 году с начавшего ветшать дома управляющий усадьбой Горчаков снял с дома мезонин, опасаясь, что старое строение не выдержит его тяжести. Неразобранный мезонин стоял тут же на барском дворе. В том же году управляющий сменился, на смену Горчакову пришел Журавлев, который восстановил барский дом в прежнем виде. Журавлев управлял Тарханским имением 35 лет, умер в 1902 году.

"Общий вид усадьбы". Копия с работы Н.Гарднера 1881 года

Затем управляющие часто менялись, а барская усадьба все более и более приходила в запустение. В 1908 году во время крестьянских волнений барский дом сгорел, его восстановили через год на старом фундаменте. Владелицей имения в те годы была М.В.Каткова, внучка А.А.Столыпина. Она редко наведывалась в имение. Накануне 100-летнего юбилея со дня рождения поэта по ее распоряжению в усадьбе были проведены работы по благоустройству. 

В 1917 году село Тарханы было переименовано в село Лермонтово и оно гораздо больше лермонтовских Тархан. В 1918 году последний управляющий тарханского имения Г.А.Игнатьев покинул имение, узнав о грозящем ему как дворянину аресте. Барская усадьба осталась беспризорной. В этом же году Ленин подписал декрет, по которому все памятники старины объявлялись народным достоянием. Усадьба Тарханы была взята под охрану, но владельцем усадьбы оставался сельский совет. В 1925 году Лермонтовский совхоз с усадьбой и всем имуществом был передан в арендное пользование Лермонтовскому коневодческому товариществу "Лермонтовский рысак". В очень короткое время были снесены почти все хозяйственные постройки, а в барском доме расположилась контора. С 1928 по 1930 год в лермонтовском доме размещалась школа колхозной молодежи, а потом нижний этаж стали использовать для хранения зерна, а мезонин - для содержания домашней птицы.

Фундамент каретного сарая.

Только в 1934 году усадьба Тарханы была объявлена заповедником. В 1936 году были начаты ремонт и реставрация, сбор экспонатов, работы по организации лермонтовского музея. В 1939 году был торжественно открыт дом-музей Лермонтова, в 1944 году преобразованный в музей-усадьбу.

Административные здания музея.

Кассы музея находятся в здании музейно-просветительского центра. Вход на территорию усадьбы платный, отдельно оплачивается осмотр экспозиций усадьбы, также нужно будет заплатить за фотосъемку внутри зданий.

Стоимость билетоврежим работы

Памятник Лермонтову перед Лермонтовским Домом Культуры.

Источники - В.П.Ульянова. "Тарханы. Путеводитель", сайт Музея-заповедника "Тарханы"

Использованы фото - С.И.Верхов, В.И.Иващенко (из "Тарханы. Путеводитель")

Где побывать и что посмотреть в Пензенской области

 

Категория: Пензенская область | Добавил: Лайфка (25.06.2018)
Просмотров: 2249 | Рейтинг: 3.0/6

Копирование материалов сайта без активной обратной ссылки запрещено ©Laifka 2024