Успенский Колоцкий монастырь
Московская обл., Можайский г.о., д.Колоцкое
![](http://images.vfl.ru/ii/1574878212/4b518f2d/28716142.jpg)
До середины 16 века сведения об обители отсутствуют. Об основании монастыря сообщает «Степенная книга», согласно которой обитель появилась в 1413 году. Этому событию предшествовало легендарное явление Колочской иконы Божией Матери, описанное в летописях и древнерусской «Повести о Луке Колочском».
Согласно «Повести», в 1413 году в Колочи бедный поселянин Лука в лесу близ своего жилища нашел на дереве икону Пречистой Богородицы. Лука взял икону к себе домой, и в тот же день от иконы получил исцеление больной, лежавший в его доме. Весть о чуде разнеслась по окрестным сёлам и к Луке стали стекаться недужные, желая исцелиться чудесным образом. Однажды Лука пошёл с иконой в Можайск. К нему навстречу Крестным ходом вышел князь Андрей Дмитриевич Можайский, сопровождаемый духовенством, боярами и толпой простого народа. Ослеплённый приёмом, Лука с иконой направился к Москве, где его встретил Митрополит Фотий с епископами и всем Священным собором, князь Василий I с боярами и толпа простых москвичей.
Лука ходил с иконою из города в город, и везде совершалось множество чудес: слепые начинали видеть, глухие – слышать, хромые – ходить. На самого же Луку стали смотреть не как на простого человека, а как на пророка, давали ему пожертвования. Вернувшись в Колочу, Лука построил церковь в честь Пресвятой Богородицы, где и был поставлен чудотворный образ.
Хоть и был Лука человеком добродетельным и благочестивым, но трудно было устоять бедному простому крестьянину перед таким богатством и славой. Возгордился Лука и потерял страх Божий, построил для себя хоромы каменные, не хуже княжеских, сделался высокомерен не только пред боярами, но и пред самим князем своим Андреем Дмитриевичем, стал досаждать князю, избивая и грабя княжеских ловчих, охотившихся в лесах близ Колочи.
Однажды ловчий князя поймал огромного злого медведя; посадив его в деревянный ларь, он вёз его в Можайск мимо двора Луки. Тот велел выпустить медведя на своём дворе, и медведь его покалечил. Думая, что он находится при смерти, Лука умолял приехавшего князя с пользой распорядиться его имением. Выполняя волю умирающего, князь Андрей Можайский велел поставить в селе монастырь, поместил в нём Колочскую икону и наделил новую обитель земельными угодьями. Первым насельником нового монастыря стал раскаявшийся и выздоровевший Лука. Вероятно, ещё при его жизни в монастыре был построен каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
![](http://images.vfl.ru/ii/1574878368/74c9c156/28716215.jpg)
В 15-16 веках обитель постепенно расширялась, богатела, пользовалась большой известностью и привлекала к себе большое количество паломников.
Известно, что к 1609 году в монастыре было две каменные церкви — Собор Успения Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца (впрочем, неясно, это древнее здание, возведённое ещё при жизни Луки, или более поздний храм) и Богоявленская церковь с трапезной палатой, а также колокольня с третьей церковью — Святителя Алексия, Митрополита Московского. Монастырская ограда была срублена из дерева. В Смутное время монастырь был разорён поляками. Согласно описанию монастыря за 1626—1627 годы, два больших монастырских храма стояли разрушенными, а богослужения совершались в маленькой церкви Святителя Алексия под колокольней. Разорённый монастырь начал восстанавливаться в 1620-х годах, но уже с меньшим размахом.
Во второй половине 18 века началась кардинальная перестройка монастырского ансамбля. До неузнаваемости был переделан Успенский собор: его увенчали новым барабаном и главой, пристроили приделы (в честь Пророка Божия Илии и Святителя и Чудотворца Николая), заделали старые окна и лишили их наличников.
![](http://images.vfl.ru/ii/1574877946/d609eb88/28716114.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1574877946/72e4111c/28716115.jpg)
Территорию обнесли кирпичной оградой с шестью башнями (сохранилась лишь одна башня и небольшой фрагмент ограды). Деревянные корпуса келий в 18 веке заменили на каменные.
![](http://images.vfl.ru/ii/1574877946/31f319ae/28716117.jpg)
Сформировался стилистически целостный архитектурный ансамбль с чертами барокко. Над прочими строениями обители вознеслась четырёхъярусная колокольня, квадратная в плане, с восьмигранником звона, которая была возведена между 1739—1763 годами.
![](http://images.vfl.ru/ii/1574877946/405cc5a6/28716116.jpg)
В 1812 году М.И.Кутузов осматривал с этой колокольни поле будущего сражения: здесь сосредоточились главные силы русской армии, расположился штаб; здесь первоначально предполагалось провести решающую битву. Однако уже на следующий день Кутузов принял решение отступить к Бородино, находя эту позицию более удачной. У монастырских стен состоялся бой русского арьергарда с наступающими французами, в котором был смертельно ранен генерал-майор Войска Донского И.К.Краснов. В тот же день около стен монастыря вступил в командование партизанским отрядом Денис Давыдов (об этом свидетельствует специальная памятная доска на колокольне монастыря).
![](http://images.vfl.ru/ii/1574877946/cc67b0ef/28716118.jpg)
После того, как французы заняли обитель, здесь останавливался Наполеон, который также поднимался на монастырскую колокольню. Некоторое время в монастыре располагался французский госпиталь; после обитель была разграблена и сожжена. После окончания войны был отреставрирован Успенский собор, возобновлён иконостас, расписаны стены главного храма.
После революции монастырь был упразднён. В 1918 году в монастыре организовали коммуну бедноты. Крепостные стены и большая часть башен (кроме одной) разрушены. Последние монахи были арестованы и расстреляны по подозрению в контрреволюционной деятельности. С 1919 года на территории монастыря располагалась колония для несовершеннолетних, а в 1932 году все монастырские здания были переданы школе-интернату для глухонемых детей. При этом до 1934 года Успенский храм служил обычной приходской церковью. До середины 1942 года в Колоцком монастыре располагался передвижной военный госпиталь. На территории монастыря имеется братское кладбище погибших в 1941 – 1942 годах. После войны в стенах обители размещались сельская школа, сначала начальная, а потом восьмилетняя, до 1959 года — родильный дом и больница, с 1962 года – сельсовет и библиотека. Кирпичная ограда, частично разрушенная в войну, была полностью разобрана местными жителями для строительства печей. Оригинал Колочской иконы был утерян в 1970-х годах.
В 1993 году монастырь начал действовать в качестве подворья Спасо-Бородинского женского монастыря. Однако активное возрождение монашеской и церковной жизни началось лишь в 1997 году. Именно с этого времени обитель существует как самостоятельный женский монастырь. В Успенском соборе помещён современный список Колочской иконы.
Согласно устному преданию, дошедшему до нашего времени, на месте явления иконы бьет целебный источник. По свидетельству местные старожилов источник забил из-под корней того самого дерева, на котором явилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Дерево просуществовало до революционных лихолетий — его срубили богоборцы, чтобы уничтожить даже память о величайшем чуде. Надкладезная часовня была разрушена, сам источник тоже не раз пытались закопать, но этого сделать не удалось. Вновь и вновь пробивалась святая вода сквозь толщу земли. С давних пор вода Колоцкого источника славится целебной силой. Она помогает при болезни глаз, заболеваниях кожи, полиартрите, остеохондрозе, раковых заболеваниях. На месте источника выстроена небольшая деревянная часовня.
![](http://images.vfl.ru/ii/1574878212/c974c07e/28716143.jpg)
![](http://images.vfl.ru/ii/1574878212/4d3ba95a/28716144.jpg)
Источник - Wikipedia, сайт Успенского Колоцкого монастыря
![](/lineechka-interesnoe_rjadom.jpg)
Где побывать и что посмотреть в Подмосковье
Где побывать и что посмотреть в Можайском городском округе
|