Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск





Суббота, 13.04.2024, 06:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Время странствий
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Подмосковье » Серпухов

Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово

Церковь Рождества Богородицы 

Московская обл., Серпуховский р-н, с.Подмоклово

Известной достопримечательностью является церковь Рождества Богородицы в Подмоклово, выполненная в стиле итальянского барокко. Она является одним из наиболее интересных сооружений петровской эпохи, воплотивших в себе черты западноевропейского барокко.

Первое упоминание церкви Рождества Богородицы в селе Подмоклово содержится в тарусских писцовых книгах от 1628-1629 годов. В книгах церковь значится как «деревяна клецки» с приделом святителя Николая.

Новая каменная церковь Рождества Богородицы была начата в 1714 году на средства владельца села Подмоклово Григория Федоровича Долгорукова. Идея создания храма пришла к Г.Ф.Долгорукову, вероятнее всего, во время его поездок по странам Европы в составе «Великого посольства».

В 1714 году Царским указом запрещается «во всём государстве на несколько лет всякое каменное строение». Князь Григорий Федорович получает от Петра I  разрешение на строительство подмокловской церкви, основанием чего является факт уже начавшегося строительства до указа о запрете. В 1723 году из-за смерти Григория Федоровича строительство храма останавливается. В это время здание храма было уже закончено; его оставалось лишь снабдить дверями и оконницами, иконами и другим церковным убранством - и освятить. Этого несложного завершения церковь прождала более 30 лет. Сергей Григорьевич Долгоруков, унаследовавший село Подмоклово от отца, как видно, не проявлял к  нему интереса.

Новым владельцем Подмоклова князем Николаем Сергеевичем Долгоруковым в 1754 году было подано прошение об освещении, взамен вконец обветшавшей деревянной сельской церкви, новой каменной. К этому времени церковь была Николаем Сергеевичем отремонтирована и снабжена необходимым убранством. В том же году церковь Рождества Богородицы была освящена. 

Архитектором храма на начальном этапе был Лоренц фон Фикин, основные работы по строительству храма были выполнены Андреем Шульцем. Исполнена в виде кирпичной двухсветной ротонды, над которой надстроены сферический купол с люкарнами и массивный световой барабан.

Ротонда окружена шестнадцатипролётной аркадой, на которой установлены выполненные в человеческий рост статуи апостолов и евангелистов. 

Важность церкви состоит ещё и в том, что в ходе научных изысканий по изучению церкви было доподлинно установлено, что работы по декоративной резьбе и созданию скульптур были выполнены русскими мастерами под руководством Ивана Афанасьева Зимина. Важность этого факта состоит в том, что это самая ранняя, достоверно задокументированная работа такого высокого уровня, выполненная руками русских мастеров.

Работы производились непосредственно на месте строительства по рисункам и чертежам заказчика. Декор храма и скульптуры были выполнены из мячковского белого камня.

Новый храм был летним, без печи, и еще в 1770 году старую церковь не разобрали. Вероятно, какое-то время она использовалась как зимняя. В 1785 году рядом с храмом началось строительство колокольни. Это строительство велось крайне медленно, к 1853 году был готов только нижний ярус колокольни, над которым на столбах были вывешены колокола. Строительство так и не было закончено и 1898 году она была разобрана «по ветхости».

В 1861 году к церкви пристраивают колокольню и каменную ограду с воротами в формах «Русского национального стиля».

В 1875 году уроженец села Подмоклово церковный староста Тимофей Иванович Каштанов возобновил храм. В частности, храм был «сделан теплым»: причем заложены арочные проемы кольцевой галереи-паперти – кроме ее восточной, алтарной части. Впоследствии внутри притвора, образованного закладкою арок; на западе, рядом с выходом из церкви: по древней традиции – появилась картина Страшного суда. По-видимому, она была написана уже в 1882 году - когда церковь украсил росписями неизвестный художник, на средства всё того же Т.И.Каштанова. Картина получила скандальную известность из-за портретного сходства одного из изображённых на картине грешников на М.Ю.Лермонтова. 

Среди жителей села утвердилась легенда, будто поэт был изображён в церковной росписи «по приказу владельца села Подмоклово – помещика… за то, что он написал на владельца имения злую эпиграмму, был врагом этого помещика». Действительно, в середине 19 века селом владели дворяне Васильчиковы – но то были лишь однофамильцы кн. Александра Илларионовича Васильчикова, – который в своё время был мишенью для довольно едких шуток Лермонтова;  имел основания считаться врагом поэта (он участвовал как секундант Мартынова в роковой пятигорской дуэли). А.И. Васильчиков умер в 1881 году - т.е. до создания пресловутой картины. Кроме того, заказчику фрески, кажется, хорошо знакомы обстоятельства похорон М.Ю.Лермонтова. Как дуэлянт, убитый наповал, он считался самоубийцей - на этом основании священник Скорбященской церкви в Пятигорске отец Василий Эрастов отказался участвовать в его погребении. По просьбе друзей убитого и за плату Лермонтова проводил в последний путь настоятель той же церкви протоиерей Павел Александровский – что потом вызвало донос и судебное разбирательство. Не исключено, что священнослужитель, представленный на подмокловской картине рядом с т.н. Лермонтовым в пламени ада, должен изображать отца Павла. В начале 20 века по требованиям местной интеллигенции лицо поэта на картине было заменено. Ныне она находится в фондах Государственного музея истории религии, в Санкт-Петербурге.

В 1883—1893 годы храм ремонтировался: заложили часть арочных проемов, галерей и пробили в стенах каналы калориферного отопления. К началу 20 века была утрачена балюстрада над карнизом круговой аркады.

В 1903 году при храме была сооружена каменная звонница, которая была разобрана в 1930-е годы в хозяйственных целях.

К началу 20 века уже была утрачена балюстрада над карнизом круговой аркадной галереи. В начале 1910 годов были проведены ремонтные работы ненадлежащего качества, в результате чего храм утратил свой прежний вид. Сводчатые арки вокруг церкви были заложены кирпичом, статуи апостолов раскрашены яркими красками.

В 1931 году на общем собрании жителей села Подмоклова большинством голосов было принято решение о закрытии церкви и использовании здания под колхозный клуб. Несмотря на это, церковные богослужения в храме выполнялись вплоть до 1936 года. Но уже в 1937 году храм был закрыт и использовался под хозяйственные нужды, как зернохранилище.

В 1970-е годы церковь в Подмоклово заброшена: здание, вплоть до балюстрады паперти заросло кустарником. В начале 1980-х годов храм подвергся посягательству вандалов, 5 из 16 украшающий храм статуй были разрушены. Впоследствии разрушенные статуи были восстановлены и хранились в Серпуховском Историко-художественным музее, но в 2016 году были возвращены на свои первоначальные места.

С 1983 по 1994 год здание храма реставрировалось. После завершения реставрационных работ у храма были вновь открыты арки кольцевой паперти. После реставрации церкви в ней планировалось организовать музей русской скульптуры, однако уже в 1992 год храм был передан церкви, а с 1993 года вновь стал действующим храмом.

Источник - Wikipediaсайт храма Рождества Богородицы

Использованы фото с сайта храма Рождества Богородицы

Где побывать и что посмотреть в Подмосковье

Где побывать и что посмотреть в Серпуховском районе

Категория: Серпухов | Добавил: Лайфка (18.11.2018)
Просмотров: 707 | Рейтинг: 0.0/0

Копирование материалов сайта без активной обратной ссылки запрещено ©Laifka 2024